15.10.2009  Как повысить качество российской продукции и услуг?

   Ответ на этот и другие, смежные вопросы, пытались найти участники круглого стола на тему «Страхование ответственности за качество продукции», состоявшегося 14 октября в московском офисе ТПП РФ.
   Председатель Комитета по качеству ТПП РФ, президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин признал, что в России проблема качества производимой продукции, а также поставляемых гражданам услуг сегодня ососбенно актуальна. Да, отметил он, работа в этом направлении ведется и, казалось бы, немалая: существуют сертификация, аккредитация, проводятся соответствующие конгрессы, организуются кружки качества и т.д. Тем не менее, по данным статистики, российские товары в массе своей уступают по качеству импортным. «Мы неконкурентоспособны», - констатировал президент Всероссийской организации качества и предложил присутствующим высказать идеи по улучшению качества, в том числе по повышению ответственности российских производителей.
   Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин напомнил, что в России попытки дисциплинировать товаропроизводителя и защитить потребителя с помощью широкого внедрения страховых методов предпринимались еще в середине 90-х годов. Тогда под эгидой Национального фонда защиты потребителей были созданы три национальные страховые компании. Как подчеркнул А. Калинин, эти компании были предложены Правительству РФ в качестве модуля страховой системы качества; кабмин идею одобрил. После этого фонд начал определять регионы в стране, где можно было в целях контроля качества товаров и услуг создавать страховые организации, развивать систему страхования ответственности. Однако в итоге компании были ликвидированы из-за неумения их персонала осуществлять менеджмент. Кроме того, по словам А. Калинина, к работе с этими организациями были не готовы и государственные деятели. Директор Национального фонда защиты потребителей особо подчеркнул, что страхование ответственности за качество товаров и услуг – дело чрезвычайной важности, которое невозможно решить без поддержки государства и гражданского общества.
   Генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Владимир Котельников заметил, что сегодня в РФ в области страхового бизнеса, в отличие от 90-х годов, есть ряд законодательных актов, на основе которых можно осуществлять мероприятия, практически невозможные, скажем, 15 лет назад. В качестве таких нормативных документов он назвал ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях» и ФЗ №148 «О внесении изменений в градостроительный кодекс». Данными законами, считает В. Котельников, предусмотрено страхование ответственности участников саморегулируемых организаций. Хотя, признал он, это не снимает полностью проблем в сфере обеспечения ответственности за качество.
   Заместитель исполнительного директора по методологии страхования Всероссийского союза страховщиков Владимир Козлов предложил собравшимся обратить особое внимание на качество продукции в свете ее безопасности для потребителя. «Это первостепенная задача – обеспечение безопасности», - заявил он, добавив, что второй задачей является полное удовлетворение потребностей клиентов. Он высказал мнение, что одна из причин, по которой сложно добиться качества продукции и услуг, то, что бизнес не несет высокой ответственности любого вида – административной, уголовной, финансовой - за предоставление плохих товаров и работ. В. Козлов также отметил, что у нас нет большой волны судебных исков по некачественным товарам и услуг, и это опять же не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Стоит отметить, что в этом с ним выразили согласие и другие участники круглого стола, в частности, начальник отдела страхования ответственности ОАО «Росгосстрах» Алина Малышева.
   В ходе заседания были высказаны предложения по повышению качества товаров и услуг. Так, например, по мнению В. Козлова, необходимо, в первую очередь, определить стандарт цены человеческой жизни, повысить административную и уголовную ответственность для недобросовестных производителей, создать систему независимой экспертизы. А. Малышева высказала мнение о целесообразности «упрощения доступа потребителей к правосудию». Президент Научно-технического фонда «Сертификационный центр «КОНТСТАНД» Алексей Шалин указал на необходимость определения приоритетов стандартизации, создании полноценных систем стандартизации и аккредитации. Как пообещал Г. Воронин, все прозвучавшие рекомендации будут обобщены и донесены до органов государственной власти и общественности.
   ИА "Альянс Медиа"