14.08.2006  Ямало-Ненецкий АО: разрабатывается проект создания региональной марки качества

   В Ямало-Ненецком округе более пятидесяти тысяч человек заняты в сфере малого и среднего бизнеса, что составляет пятнадцать процентов от экономически активного населения Ямала. Как сегодня развивается бизнес в автономном округе, каковы его перспективы - об этом газете «Красный север» рассказал президент Торгово-промышленной палаты ЯНАО, депутат окружной думы Владимир Свидлов.
   В.: Как вы оцениваете ситуацию с развитием предпринимательства в регионе?
   
О.: Если судить только по статистическим данным, то Ямал сегодня, по сравнению с другими субъектами России, по многим показателям выше. По количеству предпринимателей и предприятий на душу населения, по объему товарооборота бизнеса и по ряду других позиций мы занимаем лидирующие места. Сегодня можно купить на Ямале всё что угодно. Но существующего круга услуг уже недостаточно, да и к качеству их мы уже предъявляем большие требования.
   Чтобы двигаться дальше, надо искать новые системы и подходы. И потом, малый бизнес - это ведь не только "челноки", таксисты, парикмахеры. Это и сервисные строительные компании, компании по обустройству месторождений, по обслуживанию предприятий ТЭКа, по производству товаров и продуктов. Нам пора не просто предоставлять услуги, но и развивать производство, а значит и новые направления бизнеса. Мы же пока ведем диалог с уже действующим бизнесом, оказываем ему поддержку.
   В.: Кто должен придумывать новые направления в бизнесе?
   
О.: Власть. Она должна создавать инфраструктуру, способствующую появлению новых направлений. Это могут быть бизнес-инкубаторы, инновационные центры, мини-институты, которые будут заниматься мониторингом территорий, выяснять, что могла бы производить каждая отдельно взятая из них.
   Например, сегодня на аптечных прилавках сплошь и рядом продаются целебные настойки из пантов северного оленя, изготовленные в Московской области. А почему бы нам его не производить здесь, в том же Ямальском районе скажем? Ресурсов хватает.
   Нужны системные программы развития, с общей концепцией и разбивкой по отраслям. Как, например, развивать индустрию туризма, которая включает в себя всё, начиная от аэропорта, автобусов, объектов общепита, ресторанов и кончая сервисными сферами ТЭКа? Всё это надо прописывать как программу развития. Сегодня наша палата уже работает над некоторыми проектами и предложениями.
   В.: Это проекты. А как навести порядок в уже существующих направлениях предпринимательской деятельности? Ведь потребности у потребителей растут, но не всегда это отражается на качестве предоставляемых им услуг и товаров.
   
О.: Порядок действительно нужен, в той же торговле. По некоторым оценкам, рынок обуви на восемьдесят процентов у нас представлен контрафактной продукцией, примерно 30-40 процентов контрафакта на рынке лекарств. Это не секрет, но дальше разговоров пока дело не идет. Чтобы что-то изменить, нужна общественная сертификация.
   В.: То есть каждый потребитель должен следить за качеством предлагаемых товаров и услуг?
   
О.: Каждый в отдельности, может быть, ничего исправить и не сможет. Но если объединить усилия власти, предпринимателей и ввести новые системы саморегуляции бизнеса, толк будет. Власть, например, определяет нижнюю планку качества товаров и услуг, а предприниматели контролируют соблюдение предъявляемых норм. Это может происходить через саморегулируемые организации, через общественный сертификат. Например, в Европе бизнес сам себя контролирует. Взять известную сертификацию по ИСО 9000. Это гражданский институт, который, с одной стороны, повышает качество, с другой - ограничивает вхождение на рынок недоброкачественной, неконкурентоспособной продукции, услуг низкого качества. И за этим следят не власти, не правительство, а сами предприниматели.
   В.: А в нашем округе такое возможно?
   
О.: Предприниматели округа уже обратились в палату с просьбой о создании своей марки. Наличие ее на товаре должно говорить, что данный товар прошел проверку, что это не контрафактная продукция и покупатель может быть спокоен. Это и есть одна из форм саморегулирования. Сейчас разрабатывается проект по созданию региональной марки качества, которая охватит не только алкогольную продукцию, но и все товары. Такая марка поможет покупателю в выборе хорошего товара, а контроль над качеством и распространением самой марки поможет исключить ее подделку. Региональная марка станет ярким примером добровольной системы сертификации, причем ее наличие на товарах отдельно взятого предпринимателя не только демонстрирует высокое качество предлагаемого продукта, но и повышает имидж самого предпринимателя, подтверждая его честное имя и добросовестное отношение к покупателю.
   ИА "Альянс Медиа"