20.02.2008  Предпринимательству нужна поддержка государства

   
   О проблемах законодательного регулирования малого и среднего предпринимательства в РФ рассказывает директор департамента по законотворчеству Российской торгово-промышленной палаты Сергей Васильев, недавно посетивший Рязанскую торгово-промышленную палату.
   Торгово-промышленной палате РФ, большое внимание уделяющей развитию малого и среднего бизнеса, в результате законотворческой работы удалось улучшить положение малых предприятий.
   С 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», разработанный при непосредственном участии ТПП РФ. Его принятие стало знаменательным событием для всего малого и среднего бизнеса страны.
   Этим правовым актом теперь законодательно закреплена обязанность региональных и муниципальных органов власти содействовать развитию предпринимательства и формировать соответствующие программы, определены приоритеты поддержки предпринимательства - инновационные компании, предприятия в сфере промышленности, экспортно ориентированные фирмы и т.д.
   Закон №209-ФЗ будет способствовать активизации деловой активности предпринимателей, что должно привести к росту количества малых и средних предприятий и численности занятых на них работников, к наращиванию экономического потенциала малого и среднего бизнеса, расширению его налогооблагаемой базы, а главное - к увеличению его вклада в ВВП страны.
   В период осенней сессии 2007 года Госдумой также был принят Федеральный закон №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», при принятии которого учтены предложения палаты по полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе путем оказания имущественной поддержки.
   По инициативе палаты в Федеральный закон от 21 июля 2005 года №101-ФЗ включено положение, позволяющее некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения. Также были учтены некоторые предложения ТПП РФ, направленные на уменьшение налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения.
   Кроме того, в Федеральном законе от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подробно урегулирована процедура проведения закрытых конкурсов среди субъектов малого предпринимательства. В 2006 году при участии палаты была установлена обязательная квота для малых предприятий по участию в поставках товаров для государственных нужд (от 10 до 20% годового объема).
   14 сентября 2007 года Государственной думой в первом чтении был принят проект федерального закона №193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». ТПП РФ поддержала концепцию этого проекта.
   18 октября 2007 года депутаты поддержали концепцию законопроекта №471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающего отмену обязательного применения контрольно-кассовой техники субъектами, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход. Этот законопроект был разработан ТПП РФ.
   Совершенствование законодательства РФ о малом и среднем предпринимательстве продолжается. Торгово-промышленная палата РФ активно участвует в этом процессе.
   Сергей Васильев назвал ряд нерешенных проблем, среди которых и административные барьеры, и отсутствие достаточных статистических данных об объемах деятельности субъектов МСП и их спецификации и другие.
   Для обеспечения эффективного развития малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование законодательства по направлениям, связанным с налогообложением, упрощением форм ведения бухгалтерской отчетности, приобретением и использованием контрольно-кассовой техники, проведением контрольно-надзорных мероприятий (проверок), приватизацией государственного и муниципального имущества, доступом к финансовым ресурсам, специальным регулированием отдельных видов деятельности.
   Традиционно к системе поддержки малого предпринимательства относятся вопросы предоставления льгот и преференций, связанных с приобретением недвижимого имущества. По статданным в среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3 лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3 лет, владеют собственным помещением. В связи с изменением федерального законодательства о приватизации и местном самоуправлении в период до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов, без предоставления льгот субъектам малого предпринимательства. Наиболее остро данная проблема будет стоять перед предприятиями торговли и бытового обслуживания населения.
   В целях предоставления субъектам малого предпринимательства преимущественного права приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества следует внести поправки в действующее законодательство, предусматривающее временную (до 1 января 2009 года) преференцию для МП на участие в приватизации, заключающейся в выкупе арендованного в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества по рыночной цене, с возможностью оплаты в рассрочку на срок до 3 лет.
   Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Для этого необходимо приступить к работе по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью небанковских депозитно-кредитных организаций. Значительная часть кредитов этих организаций предоставляется малому бизнесу.
   Развитию сектора микрофинансирования малого бизнеса будет способствовать новый федеральный закон «О кредитной кооперации», принятый Государственной думой в первом чтении. Этот проект федерального закона имеет универсальный характер и будет способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов.
   Принимая во внимание, что венчурные и инновационные предприятия в значительной степени являются субъектами малого и среднего предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сферах венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства.
   Одним из важнейших направлений поддержки предпринимательства является работа по возрождению ремесленничества как неотъемлемой части малого и среднего бизнеса. Как свидетельствует опыт многих стран мира, ремесленничество является необходимым сектором любой национальной хозяйственной системы.
   Основным недостатком в сфере правового регулирования в настоящее время является отсутствие на федеральном уровне правовых актов, регламентирующих ремесленную деятельность и ремесленное образование. Вместе с тем в России повсеместно создаются ремесленные палаты, увеличивается число предпринимателей, сохраняющих и развивающих народные ремесла. Принимая во внимание важность возрождения ремесленничества в Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и принятие федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных организациях в Российской Федерации», учитывающего положительный опыт регионов России, отметил Сергей Васильев.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Рязанские ведомости"