09.12.2005  В ТПП РФ будут развивать предпринимательство в СМИ и книгоиздании

   «Существует большой разрыв между процессами, реально происходящими в обществе, и освещением этих процессов. Особенно в части формирования правильного восприятия обществом действительности», - с такого заявления президента ТПП РФ Евгения Примакова 8 декабря началось первое открытое заседание нового Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания.
   Глава ТПП РФ, в свое время в течение 15 лет проработавший профессиональным журналистом, подчеркнул, что в своей работе новый комитет должен уделить внимание таким важным проблемам, как оснащение и обеспечение средств массовой информации, которое «должно быть адекватным современным научно-техническим достижениям», вопросы отношений между центром и регионами, а также большой круг вопросов по ценообразованию на книги.
   «Думаю, что в ТПП РФ создан очень важный комитет, который уже в ближайшее время покажет свое лицо. В своей работе мы не должны противопоставлять себя исполнительным органам государственной власти. В ТПП РФ нет места для образования ячеек для фрондерства, и этим она отличается от других организаций», - подчеркнул Е. Примаков.
   Председатель комитета, генеральный директор ФГУ «Редакция «Российской газеты» Александр Горбенко выступил с докладом о перспективных направлениях деятельности комитета. Он напомнил, что новый комитет был создан 16 июня по решению правления ТПП РФ. В структуре комитета будут работать 6 экспертных советов: по экономической и кадровой политике в сфере СМИ; по электронным СМИ; по полиграфии и материалам; по печатным СМИ; по книгоизданию; по распространению периодической печати и книжной торговле.
   «Главным в работе комитета провозглашено содействие в формировании цивилизованного рынка в сфере СМИ и совершенствование действующей нормативно–правовой базы отрасли. Комитет призван позиционировать современные средства массовой информации прежде всего как бизнес», - подчеркнул А. Горбенко.
   По мнению главы комитета, отечественный медийный рынок давно нуждается в коррекции, на нем существуют не только рыночные структуры и компании, но и огромное количество тех, кто живет не по законам рынка. «Из-за того, что на отечественном рынке сильны нерыночные способы ведения дел, его называют квазирынком. Наша общая задача - изменить сложившееся положение», - заявил он.
   По его словам, ситуация на российском рынке СМИ далека от идеальной. 98 процентов жителей страны могут смотреть как минимум одну телепрограмму, а 96 процентов - слушать хотя бы одну радиопрограмму, но в этой сфере велико влияние государства. "Что же касается печатных СМИ, где сильны позиции свободного бизнеса и где представляются самые разные точки зрения, то их доступность для жителей страны часто бывает весьма условной", - отметил Александр Горбенко.
   Он подчеркнул, что под особый контроль члены комитета намерены взять тему государственной финансовой поддержки СМИ из бюджетов различного уровня. Анализ ситуации на рынке СМИ показывает, что в настоящее время сохраняется зависимость СМИ от государственных средств. В прошлом году из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов СМИ было перечислено свыше $400 млн в качестве господдержки. «Это немалая цифра, и надо учитывать, что, кроме прямой финансовой поддержки, существует еще использование административного ресурса: преференции в виде бесплатной рассылки, «команды о распространении» в розничные сети, давление на рекламодателя, льготный режим на использование офисных площадей и т. д.», - пояснил А. Горбенко. По его мнению, значительные вливания со стороны государства серьезно деформируют отечественные СМИ в целом и локальные медиа-рынки в частности. Поэтому назрела необходимость создания новой системы господдержки СМИ, и это возможно лишь при изменении законодательства в области СМИ.
   «Государственная политика в медиаотрасли должна строиться таким образом, чтобы сами СМИ ощущали себя субъектами малого и среднего бизнеса, а инфраструктурные программы, способствующие улучшению инвестиционного климата для СМИ, получали новый стимул к развитию», - подчеркнул А. Горбенко.
   Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, присутствовавший на заседании комитета, поблагодарил членов комитета ТПП РФ за инициативу, которую, по его словам, давно ждали в агентстве. «Наконец-то в ТПП РФ создана площадка для обсуждения и решения проблем на медийном рынке», - отметил он.
   ИА "Альянс Медиа"