30.11.2009  Повышение энергоэффективности: проблемы и решения

   Вопрос повышения энергоэффективности невозможно решить без повышения эффективности госуправления и совершенствования законодательства. Такой вывод сделали участники прошедшего 30 ноября расширенного заседания Комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям.
   Как отметил руководитель отдела инновационного развития компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) Сергей Чижов, на сегодняшний день в вопросах энергоэффективности Россия существенно отстает от ведущих стран мира - удельная энергоемкость российской экономики неизмеримо выше, а потенциал энергосбережений составляет 40-45% от текущего потребления энергии. По его словам, в условиях кризиса актуальность проблемы энергосбережения возрастает, так как предприятия вынуждены замораживать инвестиционные программы перевооружения основных фондов, замедляются темпы обновления оборудования.
   С. Чижов напомнил, что тема повышения энергоэффективности находится под пристальным вниманием высшего руководства страны. Принято решение, что в первую очередь программа повышения энергоээфективности будет внедряться в госсекторе. Президент РФ поставил задачу регионам активнее принимать региональные программы энергоэффективнсоти, повышать ее на уровне городского коммунального хозяйства.
   Не оставляют эту тему без внимания и законодатели – не так давно в третьем чтении был принят закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности экономики». Однако на практике, по словам С. Чижова, с реализацией закона могут возникнуть проблемы. Так, ст.14 предусматривает повышение энергоэффективности в муниципальных образованиях за счет разработки и выполнения специальных программ. Значения целевых показателей, перечень мероприятий с указанием источников финансирования уже утверждены Правительством РФ. Принято решение о стимулировании наиболее эффективных региональных программ из федерального бюджета.
   Вся беда в том, что критерии оценки эффективности программ слишком общие и не отражают региональных особенностей. Самое опасное, по мнению С. Чижова, что регион в котором остановится промышленность, может попасть в передовики энергосбережения. Кроме того, у региона, имеющего ресурсы для разработки программ, заведомо больше шансов получить дополнительную поддержку на внедрение энергосберегающих технологий. А вот дотационным регионам остается незавидная участь плестись в хвосте модернизации.
   Поэтому особое внимание в местных программах необходимо уделять целому ряду экономических эффектов от реализации. Так, с учетом региональных особенностей каждый субъект РФ должен ставить свои цели достижения энергосбережения, решая эти проблемы в совокупности с другими, не менее важными, проблемами регионального развития, считает руководитель отдела инновационного развития компании ФОК.
   «Критерии для определения поддержки регионам на сегодняшний день крайне неоднозначны. Поэтому следуют уделить большее внимание разработки механизмов распределения субсидий регионам. В первую очередь, необходимо стимулировать технологические факторы повышения энергоэффективности и активизации инновационной деятельности. Не секрет, что реализации энергосберегающих проектов мешало отсутствие спроса, а не самих разработок в этой сфере», - заключил С. Чижов.
   Заместитель генерального директора Международного центра развития регионов Олег Столяров более критично высказался о новом законе, назвав его «компиляцией неэффективных мер». При этом он считает, что разработка и реализация региональной программы энергоэффективности в принципе невозможна, так рынок мощностей и потребителей в стране несбалансирован, в частности, межрегиональный рынок. А это значит, что успех реализации программы зависит не только от политики власти на местах, но и политики, проводимой локальной монополией. Поэтому разрабатывать программы повышения энергоэффективности нужно не на уровне регионов, а на уровне федеральных округов, где рынок генерации энергии и потребления можно сбалансировать.
   Слабость принятого закона, по мнению эксперта, еще и в том, что в нем не нашел отражения вопрос о рынке высвобождаемых энергомощностей.
   Научный руководитель лаборатории «Радиационного контроля» Энергетического института им. Кржижановского, почетный профессор Санкт-Петербургского Энергетического института повышения квалификации Игорь Мазурин считает, что для России такие общеизвестные проблемы, как высокие энергопотери на теплотрассах и газопроводах, преодолимы. Однако в новом веке пришли новые и куда более серьезные потери. Первая – отсутствие системного управления в энергохозяйстве и профессиональных кадров в энергетической отрасли. «В энергетике отсутствие профессионализма недопустимо. Эта отрасль не терпит, если персонал неквалифицирован», - убежден ученый.
   Заместитель начальника отдела инновационных технологий, перспективных проектов и НИОКР Госкорпорации «Ростехнологии» Виктор Славянцев выступил с оригинальным предложением. «До того, как реализовать проекты в сфере энергоэффективности, нам нужно реализовать проект снижения тарифа на коррупционность. Если мы сможем снизить его хотя бы до 20% от существующих 40%, то все пойдет нормально в нашем северном государстве, где объективно энергоемкость должна быть выше, чем в более южных странах», - считает представитель «Ростехнологии».
   ИА "Альянс Медиа"