03.03.2010 V съезд "ОПОРы" подвел итоги работы и подверг критике СРО в строительстве Итоги деятельности Некоммерческого партнерства «ОПОРА» (НП «ОПОРА») были подведены на V съезде Некоммерческого партнерства «Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)», прошедшем 1 марта в Министерстве экономического развития РФ. Подписывая соглашение с дирекцией железнодорожных вокзалов РАО «РЖД», Сергей Борисов отметил, что программа реконструкции вокзалов РАО «РЖД» открывает целый спектр возможностей для малого предпринимательства. Фактически в ней смогут принять участие все желающие в таких отраслях, как связь, коммуникации, сервис, инновации, наука, СМИ и многие другие. Глава дирекции железнодорожных вокзалов РАО «РЖД» Сергей Абрамов в ответном слове сообщил, что программа реконструкции будет обширна как никогда и включит в себя полное преображение инфраструктуры вокзалов по всей стране. «Мы формируем пакет качественных услуг, точки роста в субъектах, современные продуктовые линейки, в которых может принять самое активное участие малый и средний бизнес России», - заключил С.Абрамов, после чего состоялось подписание соглашения. 87 делегатов съезда НП «ОПОРА» (при кворуме в 82 делегата) приняли повестку дня и регламент съезда с открытым голосованием по всем вопросам, а также новых членов партнерства – Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт» под руководством генерального директора Сергея Зайцева и НП «Тысячекоечная клиника» под руководством Александра Нестеровича. В основном докладе президент «ОПОРЫ» Сергей Борисов отметил, что в организации состоит 125 предпринимательских организаций, объединяющих в себе 360 тыс. малых и средних предприятий по всей стране и во всех отраслях предпринимательской активности. Плодотворно сотрудничая с ТПП РФ и Минэкономразвития, НП «ОПОРА» успешно проводила в жизнь законодательные инициативы в интересах предпринимательского сообщества. При непосредственном участии «ОПОРы» были разработаны и приняты федеральные законы о защите конкуренции и о торговле. «Мы создали переговорные площадки во всех органах государственной власти. В частности, может быть, неполно, не так, как нам хотелось изначально, но всё же удалось частично решить проблему подключения малого бизнеса к электросетям с рассрочкой уплаты, сделать 26 мая Днем предпринимателя, новым национальным праздником в календаре, подготовить новый этап в развитии малого предпринимательства», - перечислил С.Борисов. Он выделил работу НП «ОПОРА» над федеральными законами N209-ФЗ, 159-ФЗ, 217-ФЗ и 294-ФЗ, активное участие членов «ОПОРы» в «комиссии Шувалова», сформированной в марте 2008-го года в целях эффективного развития малого предпринимательства и устранения на его пути административных барьеров. «К сожалению, закон, как мы его называем, «о малой приватизации» (N159-ФЗ), работает пока не слишком эффективно – только 6,5 тыс. предпринимателей смогли выкупить в собственность жилые помещения, арендованные ими ранее. Генпрокуратура выявила при реализации закона 50 тыс. нарушений, 5 тыс. чиновников подверглись за них санкциям», - заметил С.Борисов. Он заявил о намерении «ОПОРы» упрощать структуру ЕНВД, способствовать переводу как можно большего количества малых предприятий на патентную систему уплаты налогов, реформировать ЕСН в целях понижения его ставки. «Мы приложили усилия к уменьшению количества проверок. По данным Генпрокуратуры, около 50% намечаемых в 2009-ом году проверок было отсечено, в некоторых регионах эта цифра достигла 80%. Из намеченных на 2010-ый год 1 млн 200 тыс. проверок отклонено 500 тыс., и это отличный результат», - подчеркнул С.Борисов. «ОПОРА» инициировала и добилась безаукционного продления аренды для малых предпринимателей, освободила плательщиков ЕНВД от применения контрольно-кассовой техники, увеличила порог для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) до 60 млн рублей и собирается добиваться дальнейшего увеличения его до 100 млн рублей. «17,5 млрд рублей для поддержки малого бизнеса, распространяемые по линии Внешэкономбанка, дошли и до реального сектора. Поэтому в текущем году снижать темпы финансовой поддержки нецелесообразно, тем более в тот момент, когда государство бросает вызов архаичным платным государственным услугам», - считает С.Борисов. В отношении реализации закона о развитии малых форм хозяйствования при вузах и НИИ имеются, по его мнению, значительные сложности. «Блокирующий пакет государства в 25% ставит малые инновационные предприятия в зависимое положение. Они становятся изгоями на рынке и будут изгоями, пока не появится адекватные методы оценки интеллектуальной собственности, а малые инновационные предприятия смогут перейти на УСН», - полагает С.Борисов. Он напомнил историю борьбы с Ростехнадзором за отмену «индульгенций» (лицензий по противопожарной безопасности), покупаемых у этого государственного органа хлебопекарными предприятиями за 600 тыс. рублей: президент России на совещании в г.Гагарине однозначно выразил негативное отношение к такому виду государственных услуг и призвал прекратить порочную практику поборов с хлебопекарей. «Мы боремся за включение малых предприятий в структуру придорожных сервисов, новые ГОСты в ресторанном и аптекарском бизнесе, устранение двойного лицензирования топливно-заправочных станций (ТЗС) на топливном рынке, недискриминационные права российских производителей детских товаров», - продолжил С.Борисов. «ОПОРА» выступает за бессрочность действия Федерального закона N159-ФЗ «о малой приватизации». «Мы делаем это именно потому, что предприниматели должны стать классом собственников, а не арендаторов», - пояснил С.Борисов. Он призвал к устранению практики завышения кадастровой стоимости земель, достигающей сотни раз в отдельных регионах страны, участию малого бизнеса в благоустройстве территорий, созданию условий для аренды небольших водоёмов. «В одном Подмосковье более двухсот прудов, но лишь два из них занимаются коммерческим выловом рыбы легально, и такое положение вещей нуждается в коренном пересмотре», - заключил С.Борисов. Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина сообщила о первой целевой программе, разработанной Минпромторгом РФ для участия в ней отрасли. «Мы ведем перепись отраслевых предприятий, меняем классификаторы, добиваемся 10%-ной льготы и этим впервые выходим за рамки косного деления промышленности на лёгкую, тяжелую и т.п.: детские товары производит и лёгкая, и электро-, и деревообрабатывающая промышленность. В нашей отрасли до 60-70% именно малых предприятий, огромное количество женского, семейного предпринимательства, причём многие гендиректора наших предприятий и персонал находятся в отпуске по уходу за ребёнком, то есть работают по схеме самозанятости», - заявила А.Цицулина. 10 марта, по ее словам, пройдёт Конгресс производителей детских товаров, на котором будут даны ясные сигналы инвесторам, куда можно вкладывать деньги, какие предприятия являются самыми успешными и многообещающими с точки зрения возможной прибыли. «Технопарк в Тольятти, над которым еще недавно посмеивались, выходит из стадии проектирования и начинает производственную деятельность в ближайшее время. Нас как отрасль в ближайшей перспективе будут в первую очередь интересовать условия создания нами саморегулируемых организаций (СРО), проблемы таможенного и технического регулирования нашей производственной деятельности», - заключила А.Цицулина. Заместитель министра природных ресурсов и экологии Семён Леви призвал малые предприятия, объединенные «ОПОРой», активнее сотрудничать с министерством, поскольку в его ведении находится три надзорных службы, включая Ростехнадзор, и два федеральных агентства, непосредственно связанных с предпринимательством. «Мы выступаем за развитие саморегулирования в сфере малых и средних предприятий, а также за полную отмену лицензирования для малого и среднего бизнеса, значительное сокращение контрольной деятельности, передачу ряда функций Ростехнадзора Ростехрегулированию. Достаточно сертификата соответствия: у Ростехнадзора должны остаться в ведении только потенциально опасные объекты», - считает С.Леви. Глава Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон отметил, что в кризис потребление россиянами хлебобулочных изделий увеличилось, что привело к увеличению доходов отрасли. «Нас бы интересовали больше всего сегодня перспективы тарифов естественных монополий, а также выделения государственных средств на создание нами рабочих мест, раз уж эти средства тратятся. Нас волнует и то, что развитие бизнеса в регионах ограничивается гашением и извращением на местах полезных инициатив федерального уровня», - резюмировал Ю.Кацнельсон. Президент Национальной страховой гильдии Ирина Алёхина предупредила, что не все страховые компании окажутся способными найти средства на увеличение уставного капитала в четыре раза, как предписано законодательством. «Здесь по показателям мы на 30% обгоняем Европу. Сравните: 2 млн евро минимального уставного капитала там и 120 млн рублей минимума здесь. По нашим подсчетам, с рынка уходит 365 страховых компаний, двадцать регионов страны остаются без местных страховых компаний, а это значит, что туда придут крупные страховщики, а это зачаток монополизма. Сократятся рабочие места, подорвётся имидж отрасли, под угрозу ставится сама идея страхования. Нужно принять решительные меры к исправлению ситуации», считает И.Алёхина. Эксперт общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА" Владлен Максимов анонсировал небольшой доклад о состоянии нестационарной мобильной торговли в стране. «В Европе производитель и торговец вправе избрать местом для торговли любую незапрещенную отдельным и нерасширяемым муниципальным списком площадку. Нужно, чтобы такое положение появилось и в нашем законодательстве», - считает В.Максимов. Председатель правления Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение строительных предприятий малого и среднего предпринимательства - ОПОРА» Евгений Шлеменков, обозревая состояние СРО в строительстве, заметил, что понятие «саморегулирование» стало популярным, однако каждый, видимо, понимает его по-своему. «СРО существуют сегодня в восьми отраслях, 12 готовятся пойти по пути саморегулирования в ближайшее время. Опыт СРО в строительстве говорит о том, что в СРО вступили далеко не все – из 140 тыс. организаций всего 50 тыс. В то же время не менее 70% объемов работ в строительстве выполняются именно малыми и средними организациями, которым вступать в СРО тяжелее всего. Закон не рассмотрел разницы между ними и крупными подрядчиками. СРО в строительстве возглавили бывшие руководители профильных министерств и ведомств, задрали вступительные взносы. Иными словами, СРО стали механизмом новой монополизации рынка», - заявил Е.Шлеменков. 600 тыс. рублей среднего взноса в СРО соответствует величине средней годовой прибыли средней строительной организации. «В Национальный совет СРО в строительстве вошли в основном монопольные СРО, состоящие из крупных организаций и представляющие их интересы. По сути, отмена лицензирования ничего не дала: регулирование отрасли такими СРО не менее строго, чем государственное, причем оно касается работ, непосредственно к строительству почти не имеющих отношения. Минрегион идёт на поводу у растущих аппетитов этих монопольных структур, став фактически клубом по трудоустройству бывших коллег. Перечень работ, не подлежащих лицензированию, так и не вступил в силу, оказавшись заблокированным чиновничеством среднего звена», - констатировал Е.Шлеменков. Обсуждение проблематики СРО продолжилось в том ключе, что ситуацию с саморегулированием нужно как можно скорее донести до федеральных властей и предпринять действия по внесению соответствующих изменений в законодательство. Данная ситуация должна касаться в первую очередь законодателей и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), решили делегаты съезда «ОПОРы». ИА "Альянс Медиа" |