01.07.2008 Чиновники ответят за приостановление деятельности предприятий Три актуальных вопроса налоговой политики удалось решить на заседании Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, состоявшемся 1 июля в ТПП РФ. Вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков проинформировал участников заседания о том, что на октябрь в ТПП РФ запланирован уже четвертый по счету налоговый форум под рабочим названием «Налоги. Инновации.Бизнес». «Тема налогов была и остается в фокусе интересов бизнеса, поскольку характеризуется крайней нестабильностью и наибольшим количеством ожесточенных споров, особенно в части правоприменения. На сегодня мы наметили общие контуры форума, разослали материалы и программы», - отметил В.Исаков. В ходе обсуждения программы некоторыми членами Экспертного совета было предложено усилить и выделить в отдельную категорию социальную составляющую налоговой проблематики, подчеркнуть инновационную и экологическую составляющие налоговой политики. В результате программа осеннего налогового форума ТПП РФ была принята за основу. Вторым пунктом повестки дня заседания значился проект федерального закона «О внесении изменений в статью 76 части первой Налогового кодекса РФ» (в части корректировки механизмов приостановления операций по счетам налогоплательщика и введения ответственности руководителей налоговых органов за неправомерное приостановление указанных операций). Соавтор законопроекта, депутат Государственной думы Екатерина Семенова отметила, что несмотря на принятие Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», такие положения закона, как совершенствование налогового контроля, качества проверок и некоторые другие, до сих пор своих целей не достигли. Статья 76 НК РФ является значительным препятствием для бизнеса продолжать деятельность. Авторы законопроекта предлагают дополнить ее рядом новых норм. Е.Семенова считает, что приостанавливать операции по счетам, не принадлежащим налогоплательщику, пенсионным и переводным, например, не следует, и такие изменения в статью 76 следует внести незамедлительно. «Неквалифицированный или коррумпированный персонал госорганов порой неумышленно, а порой и с определенной целью приостанавливает операции по счетам, что ставит под угрозу дальнейшее функционировании компании, попавшей под подозрение налоговых органов. Достаточно просто невовремя ввести информацию», - заметила она. Более того, пункт 2 статьи 1 проекта прямо вводит норму об ответственности руководителя налогового органа (или его заместителя) за убытки, причиненные налогоплательщику в результате принятия неправомерных решений о приостановлении операций по его счетам. Это, по замыслу разработчиков законопроекта, позволит снизить уровень коррупции при принятии решений о приостановлении операций по счетам предпринимателей в банках. Коррекции подлежит и пункт 7 статьи 76, по которому сейчас решение налогового органа о приостановлении операций получает банк, и это решение действительно вплоть до своей отмены. Предлагается сделать исключение из этого пункта, установив, что приостановление операций по счетам по причине неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов действует с момента получения банком решения налогового органа и до полного списания денежных средств со счета в банке на основании инкассового поручения. Если не выправить текст статьи 76 подобным образом, налогоплательщик будет проигрывать из-за паузы между списанием средств и реакцией на списание налогового органа. Пункт 12 статьи 76, запрещающий открывать новые счета при решении налогового органа о приостановлении операций по счетам банка, вообще предлагается исключить. Такая норма ущемляет права кредитных организаций и налогоплательщика, полагает Е.Семенова. Ее стоит заменить пунктом, регламентирующим порядок закрытия заблокированных счетов в случае отсутствия на них денежных средств и при наличии заявления организации-налогоплательщика о расторжении договора банковского счета. Кандидат юридических наук, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев поддержал выступление депутата Е.Семеновой, подчеркнув, что статья 76 НК РФ представляет главный риск предпринимательской деятельности в налоговой сфере. «Над новым законом следует поработать юристам. Я бы отметил новый тренд в отношении Высшего арбитражного суда (ВАС) к налоговым органам: сейчас для вынесения на пленум ВАС разрабатывается довольно обширный документ, регламентирующий ответственность чиновников за неправомочные действия. Исходя из опыта, персональные штрафы всегда работают лучше остальных санкций. Например, вмененная налоговым органам госпошлина всего в тысячу рублей за инициацию дела в высших судебных инстанциях за прошлый год дала 3 млрд рублей сборов, что уже в этом году значительно уменьшило количество обращений налоговиков в суды высшей инстанции», - заметил С.Пепеляев. Он полагает, что законопроекту необходим реальный алгоритм привлечения недобросовестного или неквалифицированного чиновника к ответственности, и об этом совсем недавно на конференции РСПП по налогам говорили заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов и заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. При обсуждении законопроекта членами Экспертного совета было предложено конкретизировать в тексте ответственность чиновника, в том числе за «затягивание возобновления операций по счетам». В целом эксперты поддержали законопроект. В заключение заседания с сообщением о позиции ВАС РФ и ТПП РФ в отношении практики применения налоговыми органами и арбитражными судами статьи 169 ГК РФ выступил управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. Он с нескрываемой радостью поведал членам совета, что их усилия увенчались запретом ВАС РФ на применение этой статьи в любом случае, за исключением сферы оборота алкогольной продукции. По крайней мере, налоговая сфера выведена из-под действия 169 НК РФ, что является мерой прогрессивной и направленной на предсказуемость политики государства в отношении бизнеса. ИА "Альянс Медиа" |