04.02.2007 ЮФО: как местные власти помогают предпринимателям вырваться на мировой рынок Каждый регион в преддверии вступления страны в ВТО стремится вывести на внешние рынки продукцию своих предприятий. На днях многочисленные делегации из южнороссийских регионов вернулись с берлинской выставки «Зеленая неделя», где пытались продвигать товары агропромышленного комплекса. Однако в последние годы власти крупнейших субъектов округа стали понимать, что более эффективно будет вывозить готовые товары с большей долей добавленной стоимости, нежели сырье. Что они делают для стимулирования экспорта? Астраханские экспортеры не успевают осваивать выделенные им дотации. В 2005 году Министерство экономического развития и торговли России запустило программу государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, работающих на экспорт. Минэкономразвития Астраханской области в первый же год участвовало в федеральном конкурсе и выиграло два миллиона рублей. По условию МЭРТ выделение федеральных средств возможно лишь при софинансировании в равных долях областным бюджетом. Итого транш 2005 года составил четыре миллиона рублей. В 2006 году удалось привлечь уже втрое больше, но пока эти 12 миллионов не потратили и даже не приступили, так как далеко не полностью освоены деньги 2005 года. Участие в программе ограничено двумя основными условиями: малое предприятие не должно заниматься торговлей и должно платить своим работникам зарплату выше прожиточного минимума. За последние полтора года за поддержкой обратились сорок фирм-экспортеров (первое место по количеству среди них занимают предприятия, выпускающие рыбную продукцию, второе — металлообрабатывающие производства). «По экспорту мы оказываем поддержку трех видов: субсидируем процентные ставки, получение международных сертификатов и погашаем половину платы за аренду выставочных площадей, — рассказывает завсектором проектного сопровождения министерства экономического развития Астраханской области Татьяна Минеева. — К сожалению, льготным кредитованием воспользовались всего лишь две-три фирмы». Международные сертификаты (ISO 9000, например) тоже мало кто получил: ими обзавелись три фирмы. Большинство производителей обходится без них. Кому-то они не нужны, ведь есть российский аналог, и в некоторых странах он котируется. Конечно, международные сертификаты иметь престижно, но и стоят они порядка полумиллиона рублей, а выдаются всего на год. Средства господдержки тратятся в основном на участие в выставках. Средняя сумма разовой субсидии экспонирующимся 100 тысяч рублей. В этом году резко вырастет финансовая помощь экспортерам в Волгоградской области. Около двух миллионов рублей будет направлено на поддержку малого бизнеса, ориентированного на внешние рынки. За два предыдущих года предприятия этой сферы в виде субсидий получили всего 650 тысяч рублей. Экспортно ориентированные малые и средние предприятия в Волгоградской области можно сосчитать по пальцам. В основном на экспорт работают крупные компании, которые в поддержке практически не нуждаются. А вот «мальков», занимающихся внешнеэкономической деятельностью, гораздо меньше. Господдержка таких предприятий в Волгоградской области осуществляется на протяжении полутора лет в рамках программы развития малого предпринимательства. По словам заместителя руководителя областного управления развития предпринимательства Веры Совинской, небольшой процент малых предприятий, экспортирующих свою продукцию, объясняется тем, что для выхода на внешний рынок необходимы большие издержки на маркетинговые исследования и разрешительные процедуры. Поддержка экспортеров в регионе осуществляется по нескольким направлениям: - возмещение доли затрат на погашение процентной ставки по банковским кредитам; - частичная компенсация потерь, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ или законодательства принимающей страны. Областные чиновники оказывают содействие в проведении выставок и обеспечении участия в них малых предприятий. Предусмотрена компенсация затрат по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, с экспортерами работает региональная торгово-промышленная палата: консультирует их, помогает в оформлении документов, организует участие предприятий в международных выставках. Руководитель центра экономико-правовой поддержки предпринимательства при Волгоградской торгово-промышленной палате Вячеслав Никитский говорит, что поддерживают экспортеров в палате не только советом. К примеру, одному из коммерсантов, производящих паркет «на вывоз», для запуска новой высокотехнологичной производственной линии не хватало собственных средств, а брать долгосрочный кредит оказалось слишком дорогим удовольствием. Сотрудники палаты нашли инвестора, готового предоставить волгоградскому предпринимателю кредит под небольшой процент. В Ростовской области в январе начала действовать целевая программа поддержки экспорта, рассчитанная на два года. Важным аргументом для принятия этого документа послужил тот факт, что с 2004 года статистика показывает отрицательное сальдо внешней торговли, проще говоря, превышение импорта над экспортом. Хотя соотношение экспорта и импорта в экономике отдельно взятой области — вещь очень условная (ведь груз может быть растаможен в других российских регионах), все-таки было решено стимулировать предприятия, ориентированные на внешние рынки. Программа направлена не просто на увеличение внешнеторгового оборота, а в первую очередь на изменение структуры экспорта: в ней должна увеличиться доля продукции с высокой добавленной стоимостью. Прежде всего на поддержку смогут рассчитывать производители готовой продукции и инновационные предприятия. Среди приоритетных получателей господдержки также названы производители пищевых продуктов и предприятия, расположенные в шахтерских городах (так донские власти пытаются оживить экономику территорий, попавших в депрессию после повального закрытия угольных предприятий в конце девяностых годов прошлого века). Инструментом господдержки избрано субсидирование части процентной ставки по кредитам. Предоставляться оно будет по конкурсу. В текущем году на это предусмотрено восемь миллионов рублей, в следующем — 12. Однако первыми, кто освоит бюджетные деньги, будут сами чиновники обладминистрации. Программой предусмотрено создание сектора по координации внешнеэкономической деятельности в количестве трех человек. Они займутся созданием информационно-консультационной инфраструктуры. На днях пресс-служба администрации области уже проанонсировала открытие специального интернет-сайта, где бесплатно будет размещена информация о предприятиях-экспортерах области с целью продвижения готовой продукции на зарубежные рынки. На информационно-консультационную работу в этом году выделено два миллиона, в следующем — еще 7,45. Стоит отметить что некоторые донские предприятия успешно участвуют в федеральных программах поддержки экспорта, и теперь они могут получить дополнительное стимулирование. Краснодарский край в больших объемах экспортирует зерно, цемент, а также минеральные удобрения, содержащие азот, фосфор, калий. На экспорт работает порядка 15 процентов кубанских предприятий. Три года назад у местных экспортеров возникали проблемы с высокой вывозной таможенной пошлиной на цемент, но через Минэкономразвития РФ экспортерам оказывалась поддержка. Сейчас ситуация совсем другая: сырье все больше становится востребованным растущей как на дрожжах региональной экономикой. Так что в Краснодарском крае региональной программы, направленной исключительно на поддержку экспорта, не разработано. Хотя не исключено, что проект может появиться в будущем. Пока же краевые власти считают такую инициативу несколько преждевременной. В департаменте экономического развития Краснодарского края были даже несколько удивлены тому, что в Ростовской области разработали региональную программу поддержки экспорта. В настоящий момент приходится больше защищаться от импорта. В первую очередь речь идет о ввозе мороженого мяса и птицы. Однако здесь стоит оговориться, что, по оценкам экспертов, минувший год Кубань завершила все-таки с положительным торговым сальдо. «Что такое поддержка экспорта? — говорит замруководителя краевого департамента экономического развития Михаил Пискунов. — Это искусственное занижение цены товара, когда тем самым создаются дополнительные конкурентные преимущества на внешнем рынке. Такие меры идут вразрез с международными нормами и правилами. Но сказанное не значит, что мы не будем задействовать косвенные механизмы поддержки экспорта, к которым относятся краевая программа «Качество», национальный проект поддержки АПК, кредитование личных подсобных хозяйств». Региональная программа поддержки качества позволяет субсидировать те предприятия, чья продукция сертифицируется по международным стандартам (а это как раз фирмы, ориентированные на экспорт). Их порядка 70. В октябре прошлого года в Москве проходило заседание Госсовета по поддержке экспорта, на котором рассматривались различные предложения от регионов, говорит руководитель департамента экономического развития Краснодарского края Василий Пушкин. От Кубани было озвучено предложение активнее стимулировать экспорт транспортных и туристических услуг за счет снижения пошлин и сборов за пользование портами, аэропортами. Сырьевая составляющая в экспорте сейчас доминирует, но есть на Кубани один примечательный пример. Он не то чтобы нехарактерный для российского АПК, он контрастирует с нынешним положением вещей. Это фабрика по производству кофе, на которую сырье завозят из-за рубежа, а готовую продукцию отправляют в Восточную Европу. В этом примере некоторые наблюдатели видят зачатки будущего кубанской экономики. Еще два года в Ставропольском крае будет действовать ведомственная целевая программа «Развитие внешнеэкономической деятельности Ставропольского края на 2006-2008 годы». Бюджету края она обойдется в 34 миллиона рублей. По оценкам разработчиков, программа позволит увеличить экспорт на 700 миллионов рублей, а ожидаемый рост экспортного производства за счет дополнительного привлечения инвестиций составит 300 миллионов рублей. Сейчас внешнеэкономическую деятельность в крае ведут более 200 экспортеров, 700 импортеров и 70 организаций, имеющих иностранные инвестиции. В валовом региональном продукте доля экспорта превысила десять процентов. Для сравнения, в ЮФО этот показатель — 13 процентов, а по России — 30 процентов. Ставрополье экспортирует в основном химическую продукцию (в 2005 году на ее долю приходилось 58 процентов), поскольку в Невинномысске и Буденновске расположены действующие гиганты химической индустрии, производящие удобрения и полимеры. В целевой программе по поддержке экспорта ставка делается на увеличение доли продукции высокой степени обработки. Локомотивом для внедрения в крае высоких технологий могут быть иностранные инвестиции, которые сейчас составляют всего семь процентов от общего объема. В МЭРТ края полагают, что инвесторов может привлечь значительный инвестиционный кредитный рейтинг региона. Препятствием же служит низкий уровень доходов жителей региона и политическая нестабильность на Северном Кавказе. Есть намерения серьезно поработать на повышение положительного имиджа региона. В частности, уже подготовлен каталог инвестиционных проектов. Информацию планируется размещать и в Интернете. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты - Юг России" |