26.04.2005  В Ульяновской области предложен ряд мер по развитию малого инновационного бизнеса

   О проблемах развития инновационного предпринимательства в Ульяновской области сообщила главный специалист Комитета администрации Ульяновской области по поддержке малого бизнеса и предпринимательства С.Кашкорова. Эта информация поступила в адрес организаторов IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, которая состоится 26 апреля в Москве в конгресс-центре ТПП РФ.
   Для оценки инновационного потенциала малого бизнеса в Ульяновской области в 2004 году было проведено исследование по проблемам внедрения инноваций на малых предприятиях в рамках реализации основных мероприятий программы развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2002-2004 годы. Объектом исследования стали малые предприятия различных направлений деятельности, размеров и организационно-правовых форм. Всего было опрошено 275 руководителей малых предприятий. На основе результатов анкетного опроса была проанализирована способность малых фирм к реализации нововведений.
   По результатам опроса, предприниматели оценивают способность к внедрению инноваций на своих предприятиях как высокую - 20%, среднюю - 57% и низкую - 23%. По мнению руководителей малых предприятий, инновационная способность предприятий с 1996 года увеличилась, и на сегодняшний день более половины опрошенных потенциально готовы к внедрению инноваций.
   В анкете было выделено 23 препятствия для успешного внедрения инноваций. Каждый фактор предлагалось оценить по 5-балльной системе, где 5 означало решающее влияние, 4 - очень важное, 3 - важное, 2 - важное в некоторой степени, 1 - незначительное влияние данного фактора. Полученные результаты были следующими. Высокий уровень налога на прибыль - 3,63, недостаточный уровень государственной поддержки предпринимательства - 3,62, низкий уровень государственных расходов на развитие науки и технологий - 3,5, общая для россиян тенденция иметь надежную работу, чем работу, связанную с риском - 3,37, высокие издержки внедрения инноваций - 3,22, недостаток кредитов, займов - 3,21, период окупаемости затрат слишком долог - 3,15, образовательная система ориентирована на "получение работы", а не "начало своего дела - 3,14, недоброжелательное отношение большинства к успешным предпринимателям - 3,05, недостаток квалифицированных кадров - 3,03. Среди других проблем были отмечены недостаток рискового капитала внешних инвесторов, готовых войти акционерами в дело, высокий риск для инициатора инновации быть обвиненным в случае ее неудачи, недостаток маркетинговой информации для расширения рынка сбыта, недостаток информации о новых технологических разработках.
   Во второй части опроса были предложены 9 факторов, которые могут оказывать позитивное влияние на инновационную способность предприятий. Значимость каждого фактора предлагалось оценить также по 5-балльной шкале. Целевые налоговые льготы предприятиям, поощряющим внедрение инноваций, были оценены в 3,88 балла, общее облегчение налогового бремени, позволяющее найти внутренние ресурсы для инноваций, - в 3,78, увеличение финансовой поддержки от государства за счет предоставления кредитов – в 3,66, увеличение государственных безвозмездных субсидий на развитие инноваций – в 3,51, увеличение финансовой поддержки за счет 50% компенсации процентной ставки по банковским кредитам – в 3,47, стимулирование рядовых сотрудников к экономии и аккумуляции средств фирмы для инновационной деятельности - 3,17, государственная поддержка отечественных экспортеров маркетинговой информацией – в 3,05, либерализация трудового законодательства – в 2,98, развитие взаимодействия предпринимателей с вузами по разработке новых продуктов – в 2,92.
   Таким образом, наибольшее негативное влияние на инновационную способность предприятий оказывают факторы, связанные с действующей системой налогообложения. Руководители малых предприятий считают, что проводимая государственная политика в области поддержки предпринимательства недостаточна для успешного внедрения инноваций. По мнению предпринимателей, существенно тормозит внедрение инноваций низкий уровень государственных расходов на развитие науки и технологий.
   Преодоление вышеуказанных барьеров большинство предпринимателей связывает с изменением государственной налоговой политики, а именно: с предоставлением целевых налоговых льгот предприятиям, поощряющим внедрение инноваций, а также облегчением налогового бремени, позволяющим найти внутренние ресурсы для инноваций.
   Анализ инновационной деятельности в Ульяновской области показывает, что основной причиной, сдерживающей ее развитие, является отсутствие единого интеграционного механизма использования и привлечения необходимых ресурсов для реализации всего инновационного цикла. Это приводит к разрывам между стадией НИОКР и последующим процессом коммерциализации результатов научной деятельности, а также опытным и промышленным производством. Вследствие этого не происходит существенного прироста числа коммерциализуемых наукоемких технологий и разработок и их последующего трансфера в реальный сектор экономики.
   С целью изменения данной ситуации необходимо разработать целевую программу для поддержки развития инновационных процессов в регионе. Конечной целью комплексной программы должно стать развитие промышленного производства Ульяновской области на основе внедрения высокорентабельных новых наукоемких технологий и разработок, обеспечивающих выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции и услуг, пользующихся спросом на отечественном и зарубежном рынках.
   Поддержка малых инновационных предприятий должна заключаться в продвижении на рынок перспективных наукоемких технологий за счет реализации механизма их коммерциализации и поэтапного внедрения в промышленное производство.
   Выполнение комплексной программы требует реструктуризации имеющейся в регионе инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, в ходе которой необходимо проанализировать эффективность, сильные стороны и неиспользованные возможности действующих структур, оказать им необходимое кадровое и информационное содействие. Кроме того, необходимо установить специальный порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг; законодательно закрепить принцип «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Альянс Медиа"