26.05.2009  Продажу и производство лекарств – под жесткий госконтроль

   Проблема фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) – наиболее болезненная тема для российского общества - стала предметом обсуждения на прошедшем 25 мая в Торгово-промышленной палате РФ круглом столе на тему «Защита рынка фармацевтической продукции от фальсифицированной и контрафактной продукции лекарственных средств и субстанций».
   Фальсификация лекарств считается четвертым злом здравохранения после малярии, СПИДа и курения. Сегодня прибыль от реализации ФЛС в мировых масштабах составляет $50 млрд, превосходя доходы от продажи наркотиков. По оценке Всемирной организации здравохранения в России, доля ФЛС равна 12% от общего числа препаратов. Независимые эксперты называют цифры от 20-60%. Между тем процент фальсификата, объявленный Росздравнадзором, – менее 1%.
   Участники дискуссии попытались выяснить, отчего так разнятся прогнозы различных ведомств.
   Впрочем, как резонно заметил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, от того, какой из отчетов по количеству контрафактных лекарств окажется достоверней, реальность не измениться. По его словам, состоятельные граждане РФ предпочитают пополнять запас семейной аптечки за рубежом. Менее обеспеченные россияне, покупая в аптеке лекарство, не могут быть уверены в том, что это не подделка.
   Начальник управления организации государственного контроля обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Росздравнадзора Валентина Косенко пояснила, что проблема ФЛС выходит за рамки России и давно приобрела международные масштабы. По ее данным, из расчета по количеству поступающих в обращение упаковок на российском рынке преобладают отечественные лекарства. Если исходить из ценового соотношения, то 70% стоимости средств – импортные и только 30% - российские.
   В. Косенко сообщила, что на сегодняшний день в вопрос предотвращения фальсификации лекарственных средств совместно с Росздравнадзором вовлечены такие ведомства, как МВД, ФАС и ФТС России. В частности, сотрудничество с ФТС позволяет отслеживать всю цепочку поставщиков – участников распространения лекарственного контрафакта. Далее вся информация направляется на рассмотрение в органы внутренних дел.
   Если говорить о российских лекарствах, то с 2008 года Росздравнадзором была предложена новая система совершенствования контроля качества за лекарственной продукцией. Главное в этой системе – перенос акцентов с контроля за готовой продукцией на контроль в условиях производства. Как следствие, создание лабораторных комплексов в федеральных округах, планируется также внедрение передвижных экспресс-лабораторий для выборочной проверки препаратов.
   Впрочем, по признанию В. Косенко, на сегодняшний день Росздравнадзор имеет только 4 лаборатории контроля качества. Она призналась, что для контроля за всеми поступающими на территорию РФ лекарственными средствами этого явно недостаточно.
   Планируется, что в перспективе передвижные лаборатории будут созданы во всех центрах федеральных округов. Также в планах ведомства – минимизация затрат при проведении экспресс-экспертизы за счет активного внедрения новых методик, не разрушающих лекарство.
   Представитель Росздравнадзора сообщила, что в 2008 году из обращения было изъято до 1% лекарственных средств, признанных недоброкачественными или фальсифицированными. На сегодняшний день проводится мониторинг до 50% всех лекарственных средств, поступающих в обращение. «Поэтому информация, распространяемая в ряде СМИ по объемам контрафакта, не основана на истинном положении дел», - заключила чиновница.
   Представитель Ассоциации российских фармпроизводителей Евгений Кардаш считает, что поскольку подделка лекарственных средств, в отличие, скажем, от подпольного производства сумок «Гуччи», угрожает здоровью населения, необходимо выделить лекарственные средства в общем списке товаров в отдельную статью закона и ужесточить наказание за производство контрафакта лекарств. Рынок лекарств, по его мнению, должен жестко регулироваться со стороны государства, и в первую очередь должны быть изменены лицензионные требования к участникам рынка лекарств. Речь идет обо всех профессиональных участниках рынка - не только о производителях, но и дистрибьютерах и аптечных сетях. Для этого требуется политическая воля государства.
   По его оценкам, выявлять контрафакт лекарств на российском рынке крайне сложно, ведь каждого препарата производится от 10 до 100 серий в год, при этом в каждой серии от 100 до 1000 упаковок. Поэтому вопрос нехватки государственного оснащения для выявления недоброкачественной продукции из этого количества встает весьма остро. Поскольку сил и средств у государства явно недостаточно, необходимы показательные процессы над производителями контрафакта. В России это не более 20-30 производителей, при этом подделывается не более 150-200 препаратов. При желании выявить и довести до суда такого фальсификатора не так уж сложно, уверен Е. Кардаш.
   ИА "Альянс Медиа"