05.11.2009 Ростовская область: крупным предприятиям стало выгодно выполнять заказы малых На бирже субконтрактов, работавшей в рамках IX Международного экономического форума «Предпринимательство юга России: инновации и развитие» уже второй год, произошли интересные изменения, о них рассказал председатель комитета по малому и среднему предпринимательству Торгово-промышленной палаты Ростовской области, модератор Ростовской биржи субконтрактов Петр Смородин. По его словам, если в прошлом году заказчиками выступали крупные предприятия Ростовской области, то в этом и малый бизнес заявляет себя как заказчик. Примером тому служат два предприятия малого бизнеса, продукция которых востребованна - это ООО «Донпаркинг» (заказ на разработку проекта быстровозводимого сооружения из металлоконструкций и другие) и ИП «Долгов» (заказ на изготовление металлоузлов и проч.) Это достаточно известные предприятия в области, а появление на бирже говорит о том, что спрос на их продукцию растет и им нужно расширять свое производство. А здесь, считает Петр Смородин, у них есть возможность выбора самого эффективного поставщика. Интересен и тот факт, что крупные предприятия в этом году пришли на биржу и заказчиками, и исполнителями заказов. Так, Роствертол нашел себе достойного поставщика необходимой продукции. А заказ был если не уникальный, то близкий к этому: он требовал современных подходов к производству и исполнительской дисциплины. В 2008 году на первой бирже подписано договоров на 198 миллионов рублей. Но тогда, считает Петр Смородин, работа строилась на кадровом голоде. Предприятия, связанные с госзаказами, не могли с ними справляться из-за отсутствия необходимых специалистов. Это был главный мотив их появления на бирже. Сегодня в дело вмешался кризис, и вот уже НЭВЗ, говорит модератор биржи, выступает в роли не заказчика, а поставщика заказов. "В известной степени субконтрактация, а попросту промышленная кооперация - «хорошо забытое старое». Но сегодня она фактически играет роль антикризисную, помогая предприятиям снизить свои затраты, повысив таким образом эффективность их производства", - считает Петр Смородин. Однако следующий пример говорит еще об одном аспекте работы биржи. Предприятие заявляет о том, что хотело бы поставлять малогабаритные трансформаторы, а один из институтов ищет того, кто бы эти моточные изделия для него выполнил. Почему появился такой заказ? У института есть новая разработка, и он хотел бы ее коммерциализировать. Используя субконтракт, он получает возможность выпустить на рынок новое изделие с минимальным бюджетом. "На бирже они и нашли друг друга, а ведь оба из нашего региона. Изделие, возможно, инновационное. И оценивать это в рублях не очень верно, - говорит Петр Смородин. - А это и есть главная наша задача - информационное наполнение процесса промышленной кооперации. Мы рассчитываем на заключение примерно 20 протоколов о намерениях по отдельно взятым позициям. Но мы также понимаем, что в реальные договоры перейдут не более десятка протоколов. Но для тех, кого не выберет заказчик, участие в работе биржи - хороший опыт: есть возможность сравнить себя с потенциальными конкурентами и подумать о более эффективных методах работы. Перспектива биржи в том, чтобы состоялась третья биржа, более эффективная, чем эта, вторая. Выстраивание производственных отношений через биржу субконтрактов существует во всем мире, и тот факт, что нас приглашают участвовать в работе биржи субконтрактов во Франции, говорит о том, что мы на правильном пути. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Молот" |