13.02.2006 Потребительский рынок и ВТО Присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО) – это уже не далекое будущее, а ближайшая перспектива. Об этом говорят в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Представители бизнеса, в свою очередь, уже просчитывают потери, которые могут им грозить в связи с работой в новых условиях, пытаются всячески подготовиться к конкуренции на мировом рынке. Сегодня в Торгово-промышленной плате РФ состоялась конференция на тему: «ВТО и потребительский рынок России», организованная Комитетом ТПП РФ по развитию потребительского рынка с целью выработки стратегии действий торговыми и другими предприятиями, работающими на потребительском рынке. Мероприятие провел председатель комитета, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. Он подчеркнул, что переговорный процесс по вступлению России в ВТО подходит к завершению. Однако исследований и прогнозов, позволяющих сформировать четкую картину последствий этого факта для экономики России в целом, немного, отметил А.Борисов. В особенности мало таких исследований в части потребительского рынка. Тем не менее, как подчеркнул он, роль потребительского рынка для экономики огромна. «Именно сектор потребительского рынка и строительства, рост в которых составил в 2005 году 11% и 7% соответственно, составляет основу ВВП – около 22%», - сказал он. В 2005 году, по его словам, объем потребительского рынка составил 230 млрд рублей, а в 2006 году планируется его прирост еще на 10-11%. Заместитель директора Департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Андрей Кушнеренко напомнил, что переговорный процесс по присоединению России к ВТО ведется достаточно давно, с 1994 года. «С 1 января 2007 года Россия может быть уже в ВТО», - заявил А.Кушнеренко. По его словам, резких изменений тарифной политики после присоединения России к ВТО не будет. Новизной тарифной политики, по его словам, станет определенный размер ввозных пошлин, об этом достигнута договоренность, изменить этот размер будет крайне сложно. А.Кушнеренко уверен, что потребители только выиграют от вступления России в ВТО, как и сильные производители. В случае же серьезных негативных последствий для российского рынка, у государства, по его словам, есть в запасе несколько защитных механизмов производителей. «Для этого будут приниматься селективные меры по защите отдельных производств, секторов, подсекторов экономики», - сказал А.Кушнеренко. Он озвучил 3 механизма защиты российских производителей: повышение ставок пошлин за оговоренные ранее пределы, введение защитных пошлин или квот в случае угрозы российскому производителю в связи с высоким объемом импорта, принятие технических регламентов. А.Кушнеренко сообщил, что ставки пошлин на ввоз в РФ компьютеров и средств их производства будут снижены до 0% в течение 3 лет после вступления России в ВТО. Он также заявил, что будет продолжена политика МЭРТ РФ по снижению таможенных пошлин на средства производства, из которых производятся потребительские товары, что позволит укрепить позиции российских производителей, повысить их конкурентоспособность. Будет продолжена линия снижения пошлин на сырье и полуфабрикаты, которых не хватает в России. «Верхняя граница пошлин на ввоз товаров потребительского назначения будет снижаться с 15% до 10% в течение 3-4 лет», - сказал А.Кушнеренко. По его словам, уже во II-III квартале 2006 года на сайте МЭРТ РФ будет размещена полная информация о размере таможенных пошлин после вступления России в ВТО. Он заверил участников мероприятия, что «полного открытия российского рынка не произойдет, будет лишь его постепенное приоткрытие». А.Борисов, анализируя выступление А.Кушнеренко, сообщил, что по данным опроса предпринимателей бизнес-ассоциации выяснилось, что у малого бизнеса крайне пессимистичное отношение к присоединению России в ВТО. По его словам, если в 2004 году 38% представителей малого бизнеса заявляли, что после вступления России в ВТО ситуация с развитием их бизнеса ухудшится, то в 2005 году этот показатель составил уже 57%. Только 16% в 2004 году считали, что ситуация в этом случае улучшится, а в 2005 году такое мнение высказали 11%. Остальные представители МБ уверены, что ничего в их работе не изменится. Он также заявил, что проводимые опросы показывают, что только 25% предпринимателей готовы конкурировать на российском рынке, 18% - на рынке СНГ, 9% - на рынках дальнего зарубежья. Начальник отдела по защите интеллектуальной собственности ФТС России Сергей Шурыгин подчеркнул, что защищать интеллектуальную собственность необходимо независимо от того, будет России членом ВТО или нет. Он подчеркнул, что, начиная с 2002 года российское законодательство в этой сфере в значительной мере трансформировалось и к настоящему времени полностью соответствует требованиям ВТО. Он отметил, что обсуждается вопрос о расширении прав Федеральной таможенной службы, которые позволили бы пресекать правонарушения не только в отношении защиты товарных знаков, но и в отношении более сложных видов интеллектуальной собственности. Ольга Баранникова, исполнительный директор Союза участников потребительского рынка заявила, что треть населения не имеет представления о том, что такое ВТО, а также о том, что такое интеллектуальная собственность. Она подчеркнула, что до 70% потребителей покупают контрафактную продукцию. При этом из оставшихся 30% населения только 1% потребителей не покупают контрафакт, потому что не хотят ущемлять права правообладателя. В ходе обсуждения были высказаны различные мнения - от крайне пессимистичных, с предсказанием коллапса для российского потребительского рынка, до самых оптимистичных. Большинство собравшихся констатировали, что широкие массы и бизнес до сих пор не втянуты в дискуссию по вступлению России в ВТО. А.Борисов, подводя итог мероприятия, заверил участников, что 150 стран уже являются членами ВТО и ничего катастрофического в их экономике не произошло. Он подчеркнул, что переговоры ведет государство, а работать придется бизнесу, в связи с чем бизнес должен готовиться. В заключение он призвал бизнес «не ждать милости от государства», а наращивать производство и стремиться быть конкурентоспособными. ИА "Альянс Медиа" |