13.01.2006 Без развития МБ не будет устойчивой экономики В 2005 году в российской экономике в целом продолжались положительные тенденции. Так оценил итоги минувшего года президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, выступая на заседании «Меркурий-клуба» 12 января. Об этом сообщила пресс-служба ТПП РФ. «Темп роста ВВП определяется в 6,5%. Это не намного меньше, чем в 2004 году, следовательно, повышательная тенденция не заглохла», - сказал Е.Примаков. К положительным результатам он отнес и тот факт, что более половины роста российского ВВП было обеспечено внутренними факторами, а также рост реальных доходов населения. «Впервые за весь период перехода России к рыночному хозяйству в 2005 году наметился реальный сдвиг в пользу придания экономике социальной ориентации», - подчеркнул Е.Примаков. По его словам, вплоть до второй половины 2005 года «погоду делали» люди, которые считали, что сам рынок способен решить все социальные проблемы общества. Однако сама по себе рыночная экономика, без целенаправленной социальной политики, не может привести к качественному улучшению жизни российского населения. «Прорывом к созданию социально ориентированной экономики могут и должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства», - считает Е.Примаков. Он отметил, что Президент РФ В.Путин не только выдвинул эти программы, но и не выпускает из своих рук контроль за их исполнением. «Не сомневаюсь, что за этим стоит стремление развернуть реформирование страны лицом к человеку. Без такого разворота нет никакой перспективы для России превратиться в постиндустриальное государство», - убежден Е.Примаков. Кроме того, по его словам, за провозглашением национальных программ, обязательных к исполнению, ясно видна и еще одна цель: «наконец-то навести порядок, при котором никому не будет дозволено «класть под сукно», игнорировать под тем или иным предлогом важнейшие решения в области экономики». Например, сказал он, президент неоднократно заявлял о необходимости «обнулить» или резко сократить таможенные пошлины на ввозимое высокотехнологичное оборудование, не производимое у нас в стране. Однако до сих пор, по словам Е.Примакова, «исполнительная власть отделывается половинчатыми мерами, тянет с безусловным и полным выполнением этого прямого указания, от которого во многом зависит жизненно важная модернизация устаревших и морально, и физически основных фондов промышленных предприятий». Между тем, заявил Е.Примаков, вся «цена вопроса» только в 3-4 млрд долларов, которые могут быть покрыты из стабфонда без всякой угрозы вызвать инфляционный всплеск. Е.Примаков отметил, что руководство страны уделяет особое внимание тому, чтобы средства на национальные проекты были выделены в полном объеме и установлен контроль за их расходованием. Однако, по его мнению, этого недостаточно. «Не должен в стороне оставаться важнейший вопрос: в какую структуру будет осуществляться инъекция этих средств», - считает Е.Примаков. В программе по здравоохранению, в частности, львиная доля средств пойдет на строительство 15 специализированных медицинских центров, в то время как гораздо важнее было бы сделать упор на оснащение современной техникой уже существующих медицинских учреждений. «Кто лоббирует такие соотношения в распределении выделяемых средств, которые, по мнению многих специалистов, абсурдны? Нужно вначале просчитать все варианты», - убежден президент ТПП РФ. По его мнению, прорыв в социальной сфере необходимо тесно увязать с развитием национального производства. Между тем в настоящее время увязка с развитием экономики в программе вообще не предусмотрена. «В случае здравоохранения это развитие отечественного производства медицинского оборудования, лекарственных средств, которые ныне в основном поставляются набивающими себе карманы монополистами из-за границы. Нужны госзаказы производителям наукоемкой продукции, особенно в военно-промышленном комплексе, на разработку новых образцов», - сказал Е.Примаков. Он также подчеркнул, что выдвижение национальных проектов еще раз привлекает внимание к проблеме использования тех огромных средств, которые Россия получает за счет высоких мировых цен на экспортируемое сырье. Так, он назвал «совершенно нелепой» идею руководства Минфина о неприкосновенности стабфонда и о том, что любые внутренние затраты из этого фонда приведут к росту инфляции. «Действительно, вынужденные, как это было в связи с непродуманной и непросчитанной монетизацией льгот, или неумные затраты подкачивают инфляцию. Это так, - сказал Е.Примаков. - Но кто может доказать, что инфляционный всплеск будет вызван затратами, например, на газификацию страны? Разве не парадоксальна ситуация, при которой, имея треть общемировых запасов газа, занимая первое место в мире по его добыче, Россия сама газифицирована на чуть более 25%?» Е.Примаков напомнил о том, что под давлением В.Путина «Газпром» заявил о долгосрочной программе ускоренной газификации России, и некоторые уже называют это пятой национальной программой. Необходимо окончательно отказаться от сомнительной идеи вкладывать все накопленные в стабфонде огромные средств в иностранные ценные бумаги, убежден Е.Примаков. По его мнению, гораздо плодотворнее затратить часть из этих средств на создание и развитие инфраструктуры, в первую очередь, дорожно-транспортной. «Огромное отставание России в этом плане от большинства развитых, да и развивающихся стран бьет по нашей конкурентоспособности. Низкий технический уровень дорог оборачивается увеличением себестоимости перевозок в полтора раза, а расхода горючего - на 30% по отношению к показателям зарубежных стран», - напомнил он. По мнению Е.Примакова, «только отсутствием профессионализма можно объяснить упорное сопротивление тех, кто противится выделению из стабфонда необходимых средств для модернизации транспортной системы России». По его мнению, также следует рассмотреть возможность компенсации из стабфонда бюджетных потерь от снижения налогов, и прежде всего ЕСН. «Через сокращение социального налога наверняка уменьшится число тех работников, кто получает зарплату в «конвертах», - убежден Е.Примаков. - Не следует закрывать глаза на то, что значительная часть российских предпринимателей при огромном социальном налоге обходит его, а те, кто получает деньги в «конвертах», не платят подоходных налогов». Е.Примаков считает, что Россия не должна ориентироваться на пример Норвегии, где денежные средства, полученные за счет высоких цен на нефть, откладываются в фонд будущих поколений. По его мнению, лучшим и наиболее подходящим примером для России является не Норвегия, а успешно вышедшие из глубокого кризиса после Второй мировой войны европейские страны и Япония. «И в Японии, и в Западной Европе опирались на то, что развитие экономики невозможно без роста платежеспособного спроса, иными словами, без роста доходов населения, - отметил Е.Примаков. - События показали, что регулируемое государством экономическое развитие стран Западной Европы и Японии увенчалось превращением их в страны с высоким уровнем жизни населения. По той же стезе идут сегодня Китай и Индия. Главным образом, не за счет макрорегулирования, что, несомненно, тоже важно, а увеличения потребительских расходов населения, целенаправленных государственных расходов, высокой инновационной активности». Кроме того, по мнению президента ТПП РФ, прошедший 2005 год должен стать переломным для России в повышении регулирующей роли государства в экономике. По его словам, все попытки представить «государственников» сторонниками возвращения к командно-административной системе, людьми, игнорирующими необходимость вхождения России в мировую экономику, «абсолютно не соответствуют действительности». «Если попытаться сжато сформулировать «кредо» российских государственников, то это стремление к созданию динамичной цивилизованной рыночной экономики при понимании того, что один рынок без продуманного государственного регулирования к этому не приведет», - сказал президент ТПП РФ. По мнению Е.Примакова, профессиональное, квалифицированное государственное вмешательство – через подготовку новых законов и поправок к действующим, постоянную нормотворческую деятельность, - «необходимо в новом году еще в большей степени, чем в 2005, по целому ряду обстоятельств». Так, он напомнил, что главной причиной инфляции в 2005 году явилось корпоративное ценообразование на уровне естественных, отраслевых и локальных монополий. Чтобы предотвратить дальнейший выход цен за пределы инфляционного роста, государство должно создать механизмы, способные обуздать монопольное ценообразование, убежден Е.Примаков. Кроме того, сообщил президент ТПП РФ, по оценкам ИМЭМО в 2005 году подошла к исчерпанию сырьевая экспортно ориентированная модель роста. «В таких условиях важнейшее значение приобретают меры по структурным сдвигам в экономике – развитие обрабатывающей, наукоемкой промышленности. Но это не происходит само собой без государственного стимулирования инвестиций в обрабатывающую промышленность, без развития научных исследований, что необходимо для перехода на инновационный путь, без выработки государственной промышленной политики, способной расставить правильные акценты и обозначить оптимальные соотношения», - сказал Е.Примаков. Он напомнил, что о необходимости такой политики ТПП России говорит уже много лет. Е.Примаков также обратил внимание на то, что в 2005 году сократился прирост добычи нефти в России, что произошло из-за свертывания геологоразведочных работ и «снятия сливок» нефтяными компаниями за счет добычи из скважин с высоким дебетом. Поэтому он считает «шагом в правильном направлении» учреждение инвестиционного фонда, а также создание особых технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. «Это может стать прорывным направлением в развитии экономики», - сказал президент ТПП РФ. По его словам, уже сегодня следует ориентироваться на то, чтобы опыт, который будет нарабатываться в таких зонах, распространялся по всей России. Кроме того, отметил Е.Примаков, в 2005 году обозначился предел и консервативной макроэкономической политике, базирующейся на повышении курса рубля. «Это создает препятствия на пути российского несырьевого экспорта и широко открывает двери для импорта, отбирающего растущий внутренний спрос у отечественных товаропроизводителей. Нужна определенная переориентация и в этой области», - убежден президент ТПП России. Однако самой большой опасностью, по мнению Е.Примакова, является демографическая ситуация в России. «Уже появляется серьезный дефицит трудовых ресурсов. Демографическая ситуация, особенно «вакуум» населения, образующийся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, требует целого комплекса неотложных мер: и налогового послабления, возможно, налоговых каникул для тех, кто вкладывает за Уралом в инфраструктуру, обрабатывающую индустрию, аграрно-промышленный комплекс, и четко продуманной миграционной политики и мер, способствующих росту рождаемости, сокращению смертности россиян», - заявил Е.Примаков. «Если мы все еще находимся в поисках национальной идеи, то сегодня она именно в осуществлении такого комплекса. Без этого мы можем потерять Россию», - убежден он. Е.Примаков особо отметил, что в 2005 году наметились определенные позитивные сдвиги правительства в отношении малого предпринимательства. «Во всяком случае, теперь никто не оспаривает, что нужен новый закон о его государственной поддержке, о чем многократно не только заявляла ТПП России, но и представила проект такого закона», - сказал он. Однако, по его словам, еще предстоит пройти долгий и нелегкий путь создания благоприятных условий для развития малого бизнеса. Об этом свидетельствует тот факт, что в целом по стране вклад малых предприятий в ВВП не превышает 15%, в то время как в постиндустриальных государствах эта цифра колеблется от 50 до 70%. «Без развития малого бизнеса в России не будет ни устойчивой экономики, ни серьезного препятствия на пути роста безработицы, ни «среднего класса», обеспечивающего социально-политическую стабильность», - убежден президент ТПП РФ. Он сообщил и еще об одной проблеме, на которую обращают внимание сотрудничающие с российскими торгово-промышленными палатами предприниматели. Это угроза сращивания чиновничества с бизнесом. «2005 год вошел в историю как год перелома в развитии олигархического капитализма в России. Можно критиковать те конкретные действия, которые для этого были предприняты, но факт остается фактом: прерван опаснейший процесс, когда на командные позиции не только в экономике, но и в политике выходили представители олигархического капитала, - сказал Е.Примаков. - Однако не менее опасным является такое развитие, когда чиновники, призванные на службу обществом для защиты его интересов, начинают превращаться всеми правдами и неправдами во владельцев бизнеса, сохраняют при этом видимость служения обществу». Слабость демократических институтов в стране ведет к утрате контроля над бюрократией, а ее численность растет, уже превышая численность военнослужащих, - отметил президент ТПП России и напомнил, что в СССР чиновников было в два раза меньше. Поэтому, по его словам, «особенно прискорбно», что 2005 год не может быть отмечен развитием административной реформы. «Она затронула лишь верхушку айсберга, да и то подчас непродуманно, и практически застряла на этапе инвентаризации тех функций, которые следует передать с государственного уровня на общественный», - сказал Е.Примаков. По его словам, сохраняется и такое важное поле государственной деятельности, как борьба с коррупцией, казнокрадством. Здесь нужны решительные меры и в административной, но, в основном, в экономической области. По мнению Е.Примакова, одной из таких мер мог бы стать эксперимент на региональном уровне: резкое повышение зарплаты работникам милиции и МВД при уменьшении их численности. «При этом они должны взять на себя систему обязательств: навести порядок на рынках, избавить предпринимателей от поборов, граждан от мздоимства чиновников всех мастей. За нарушение своих обязанностей, проявленную нерадивость следует увольнять без права поступления на государственную службу», - предложил президент ТПП РФ. ИА "Альянс Медиа" |