01.11.2005  При обсуждении изменений в Таможенный кодекс интересы бизнеса представляла ФТС

   Бизнес-сообщество так и не смогло представить консолидированной позиции относительно внесения изменений в действующий Таможенный кодекс РФ. Таков итог круглого стола с участием представителей Федеральной таможенной службы России и членов Экспертного совета по таможенному законодательству Госдумы, состоявшегося сегодня в ТПП РФ.
   В ходе него выявилась несооответствие уровня подготовки к мероприятию и осведомленности в предлагаемой проблематике представителей ФТС и предпринимательского сообщества. Представители ФТС в лице Ю. Азарова, заместителя руководителя ФТС России, и Г. Баландиной, начальника правового управления ФТС РФ, выступили с докладами и демонстрировали высокий уровень знания обсуждаемых поправок к Таможенному кодексу. В то же время представители бизнес-сообщества не представили консолидированной позиции по интересующим их положениям. В связи с этим начальник правового управления ФТС самостоятельно выбирала нуждающиеся в доработке статьи, которые, по ее мнению, затрагивают интересы бизнеса.
   Юрий Азаров отметил, что действующий Таможенный кодекс по прошествии первого года действия нуждается в доработке. В связи с этим он предложил в ходе круглого стола выработать алгоритм, согласно которому будет определено, какие именно положения данного кодекса необходимо усовершенствовать в ближайшее время.
   Замруководителя ФТС сообщил, что в ходе работы экспертного совета при подкомитете по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета Госдумы по бюджету и налогам было выявлено около 82 поправок, которые надо внести в действующий Таможенный кодекс. В свою очередь соответствующие органы ФТС также завершили работу над предварительным анализом кодекса. Таким образом, общее число поправок достигло 140.
   Ю. Азаров отметил, что в сложившейся ситуации возможны два варианта работы: проработка всего кодекса в целом и работа непосредственно над поправками. Относительно первого варианта он высказал мнение, что работа в таком ключе может растянуться на год, поэтому второй вариант рассматривается как предпочтительный.
   В качестве приоритетных пунктов он выделил два типа поправок. К первому относятся поправки, которые препятствуют вступлению России в ВТО, обозначенные как «политическая задача».
   А ко второму типу – изменения, которые мешают всем участникам внешнеэкономической деятельности. Таким образом, замруководителя ФТС предложил рассмотреть в ходе круглого стола ряд базовых поправок к Таможенному кодексу. Среди них положения о таможенной документации, определении предназначения товаров и т.д.
   Что касается вступления России в ВТО, то среди предлагаемых изменений, по мнению Г. Баландиной, необходимо выделить пакет из 23 первоочередных поправок, направленных на унификацию Таможенного кодекса. В частности, эти положения касаются установления критериев ограничения пунктов ввоза и мест декларирования импортной продукции. Предполагается, что эти дополнения будут рассмотрены ГД и вступят в силу уже с 1 января 2006 года.
   В качестве других приоритетных направлений Г. Баландина выделила 125 статью ТК об ограничении мест таможенного декларирования товаров. По ее словам, данная статья напрямую затрагивает проблему вступления России в ВТО.
   Она также подчеркнула, что предлагаемые изменения положений статьи 281 ТК о перемещении товаров физическими лицами для личных нужд носят ужесточающий характер по той причине, что направлены на борьбу с ввозом контрафактной продукции. По ее словам, недобросовестные предприниматели используют положения статьи для осуществления не личных, а коммерческих целей. Кроме того, она отметила, что планируются поправки, отменяющие ввоз транспортных средств в упрощенном порядке.
   Г. Баландина выделила статью 138 ТК, затрагивающую интересы экспортеров в области таможенного декларирования. Однако в ходе краткой дискуссии было принято решение провести отдельное мероприятия, в ходе которого могли быть обсуждены интересы как представителей экспортеров, так и перевозчиков.
   В отношении статьи 63 ТК об обязательных требованиях к форме и содержанию коммерческих документов, сопровождающих товары, ввозимые на территорию России, начальник правового управления ФТС отметила, что необходимо проработать положения о свободных таможенных зонах. В свою очередь от представителей предпринимателей прозвучала невстретившая возражений у Г. Баландиной ремарка об исключении слова "форма" из положений статьи. По мнению предпринимателей, у разных предприятий существуют различные формы коммерческих документов, поэтому сохранение формулировки статьи в настоящем виде вносит некоторую путаницу.
   В качестве отдельного блока, требующего обсуждения, Г. Баландина выделила ряд проблем, возникающих при таможенном взаимодействии с Белоруссией. Прежде всего проблему представляет «злоупотребление соседскими отношениями» при ввозе товаров из третьих стран транзитом через Белоруссию под видом белорусских товаров. По словам начальника правового управления ФТС, это в первую очередь относится к таким товарам, как сахар и телевизоры. По мнению Г. Баландиной, это ущемляет интересы отечественных товаропроизводителей, а таможенные органы нуждаются в полномочиях по проверке статуса товаров. Вхождение в таможенный союз других стран, по ее мнению, также требует более детальной проработки данного аспекта таможенных отношений.
   В отношении Киотской таможенной конвенции начальник правого управления ФТС выразила мнение, что не стоит спешить с ее принятием. «Таможенная система пока не готова к очередным изменениям, - подчеркнула она. – Но необходимо заниматься усовершенствованием законодательства через призму конвенции». По ее словам, принятие конвенции должно осуществиться не ранее 1 января 2008 г.
   После завершения выступлений Ю. Азарова и Г. Баландиной состоялся детальный разбор ряда статей Таможенного кодекса. Однако в отличие от сформированной позиции представителей ФТС, представители бизнес-сообщества проявляли недостаточную для плодотворной дискуссии активность, поэтому по большинству положений по изменениям Таможенного кодекса выносились решения о доработке и последующем согласовании.
   ИА "Альянс Медиа"