22.11.2005 Страховой рынок РФ еще не до конца сформирован Рынок страхования в России развивается, страховые компании предлагают своим клиентам все новые продукты. Однако, как отмечают эксперты, далеко не все российские компании, действующие в этой сфере, обладают достаточными активами для того, чтобы погасить свои обязательства. Этот рынок еще не до конца сформирован, на нем действуют не только слабые, но и мнимые компании. Он еще не готов к саморегулированию. К такому выводу пришли участники состоявшегося во вторник, 22 ноября, в Торгово-промышленной палате РФ Всероссийского совещания руководителей страховых объединений. Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев в своем выступлении отметил, что на сегодняшний день перед страховым сообществом стоят две основные проблемы: стимулирование платежеспособного спроса на страховые услуги и создание эффективного предложения этих услуг. Решать эти проблемы ФССН предполагает в три этапа. Первый этап, который сейчас уже близок к завершению, имеет следующую цель: российский рынок должен стать страховым рынком, страховые компании должны предоставлять только страховые услуги, они не должны помогать оптимизировать налогообложение и содействовать реализации корыстных интересов менеджмента компаний-клиентов. Второй этап, по словам И.Ломакина-Румянцева, должен заключаться в повышении надежности страховых компаний. Это связано с тем, что все обязательства страховых компаний должны иметь обеспечение в полном объеме. Руководитель ФССН сообщил, что на достижение этой цели направлены два приказа министра финансов РФ, уже подписанный и готовящийся. В уже подписанном приказе речь идет о новых требованиях к активам, обеспечивающим покрытие страховых резервов. И.Ломакин-Румянцев отметил, что на сегодня большая часть российских страховых компаний соответствует этим требованиям или может им соответствовать, если приведет свои активы в надлежащий вид к сроку, установленному в приказе (1 января 2007 года). Второй приказ, который готовится к выходу, устанавливает требования к активам, обеспечивающим собственные средства страховщиков. Cогласно этому документу, у страховщиков не должно быть «низколиквидных активов сомнительного происхождения». Как подчеркнул И.Ломакин-Румянцев, с выходом этого приказа будет тщательно проверяться достоверность показателей уставного капитала в отчетах страховых компаний. Третий этап будет связан с повышением качества страховых услуг. И.Ломакин-Румянцев сообщил, что сегодняшнее российское законодательство предусматривает обязанность ФССН выдать лицензию на определенный вид страхования, например, финансовых рисков, а все последующие страховые продукты, соответствующие этому виду страхования, разрешается распространять без получения лицензии, лишь уведомив об этом ФССН. По мнению И.Ломакина-Румянцева, эта возможность, с одной стороны, предоставляет страховым компаниям больше свободы в их деятельности, но с другой – налагает на них и большие обязательства. Кроме того, как подчеркнул руководитель ФССН, качество страховых услуг связано также и с регламентацией прав и обязанностей страховщика и страхователя. Он сообщил, что статья, касающаяся договора страхования, из закона об организации страхового дела была исключена после вступления в силу Гражданского кодекса РФ, а в ГК этот вопрос раскрыт недостаточно подробно. И.Ломакин-Румянцев полагает, что в законодательстве необходимо детализировать требования к деятельности и взаимной ответственности страховых компаний и выгодополучателей. Руководитель ФССН подчеркнул, что развитие российского рынка страхования неразрывно связано с общим экономическим ростом в стране, ростом доходов населения и предприятий, а также ростом доверия клиентов к страховым компаниям. Выступивший в ходе совещания президент Союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение» Семен Акерман отметил, что страховая компания никак не может иметь численность своих сотрудников ниже 40-50 человек. Кроме того, она для своего нормального существования не может собирать вкладов на сумму менее 35-40 млн рублей в год. По словам С.Акермана, вне пределов Москвы таким показателям соответствует только 100-120 страховых компаний. Причем есть регионы, где действуют только филиалы страховых компаний. Страховые компании, отметил С.Акерман, по территории страны расположены неравномерно. Так, они, в основном, находятся, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в Свердловской, Самарской, Кемеровской, Ростовской, Челябинской областях, Приморском, Хабаровском, Красноярском краях, Республике Татарстан. «В России все страховые компании мелкие, их для России очень мало, их активы далеко не всегда ликвидны. Вся наша страховая отрасль в совокупности – одна некрупная западная страховая компания», - высказал уверенность С.Акерман. Он считает, что к 2008 году количество страховых компаний в России должно уменьшиться. Это будет связано, по его словам, с вступлением в силу требований к активам страховых компаний, прописанных в названных выше приказах Минфина. Оба документа приведут к тому, что мнимых страховых компаний на российском рынке страхования станет меньше. Вторая причина того, что число страховых компаний в России уменьшится, по мнению С.Акермана, в том, что слишком большие убытки несут страховщики из-за договоров ОСАГО. Еще один отмеченный им «фактор риска» – недостаток собственных средств страховых компаний. Он сообщил, что в 2000 году в России было всего 1537 страховых компаний, в 2005 году - 1100, а по прогнозам экспертов, к 2008 году их останется около 500. Президент Союза страховщиков Татарстана Виталий Федоренков, сравнивая количество страховых компаний в разных странах мира, сообщил, что в Великобритании их насчитывается 806, в США – 4,5 тыс., в Германии – 703, во Франции – 490. В связи с этим он подчеркнул, что нельзя сказать, что 1100 российских страховых компаний – это очень мало, однако этого количества недостаточно для большой российской территории. Причем, по его мнению, неважно, маленькие это компании или крупные, главное – они должны быть устойчивыми. В.Федоренков считает, что сегодняшнее российское страховое сообщество не готово к саморегулированию. Для того, чтобы можно было вводить саморегулирование, на рынке необходимо определить нормы поведения, должен сложиться механизм отстаивания интересов всех и каждой в отдельности страховой компании. Кроме того, должны появиться лидеры, которые устоят от соблазна превратить саморегулирование в коммерческий проект. Такая саморегулируемая компания должна представлять очень большой сегмент рынка (75-80%). В.Федоренков уверен, что для российского рынка страховщиков сегодня нет альтернативы государственному регулированию, однако оно должно быть понятным и прогнозируемым. По итогам заседания председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Игорь Юргенс дал комментарий ИА «Альянс Медиа». По его мнению, государственный контроль на рынке останется всегда. Другой вопрос, что в рамках административной реформы, которая сейчас реализуется в России, часть функций регулирования должна отойти от государства к самим субъектам рынка. В связи с этим станут необходимы и саморегулируемые организации, считает он, так как от передачи части функций само регулирование менее важным не становится. «Надзор будет всегда, но с возрастанием ответственности самих операторов рынка часть функций надзора может переходить к общественным объединением», - пояснил он. И.Юргенс признал существование угрозы того, что надзор государства может смениться лоббированием своих интересов крупными компаниями. Именно в связи с этим так долго, уже четвертый год, и идет обсуждение закона о саморегулировании, отметил он. По его словам, возможности избежать этого, в частности, с помощью деятельности общественных объединений предпринимателей, есть, но опасность остается. ИА "Альянс Медиа" |