30.09.2004  Во время переходного периода, связанного с разработкой технических регламентов, малому бизнесу нужна помощь

   В среду, 29 сентября, в Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол на тему: «О реализации закона Российской Федерации «О техническом регулировании». В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, ТПП РФ, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, предприятий и организаций.
   В ходе круглого стола его участники рассмотрели пути реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в РФ, результаты публичного обсуждения проектов технических регламентов, выработали предложения и рекомендации по созданию методической базы для реализации закона, по активизации участия ТПП РФ в разработке, экспертизе и обсуждении проектов технических регламентов.
   Закон вступил в силу 1 июля 2003 года закон. Он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации. Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроля, надзора. Принятый закон отражает новую государственную доктрину в сфере технического регулирования. Суть ее в том, что все обязательные требования к продукции, услугам, процессам и проч. устанавливаются федеральными законами в форме технических регламентов. Кроме того, обязательному регулированию подлежит ограниченный круг требований, связанных с обеспечением безопасности. Другой важной составляющей доктрины является приведение российских технических регламентов в соответствие с международными системами требований.
   В настоящее время в стадии публичного обсуждения находятся 50 проектов технических регламентов, при этом 32 из них прошли предварительное обсуждение в Госдуме. До настоящего момента не принят ни один технический регламент, ни один проект не вынесен на рассмотрение Правительства РФ и Госдумы, не принята правительственная Программа разработки технических регламентов. Кроме того, не принят целый ряд подзаконных актов, направленных на реализацию Закона «О техническом регулировании».
   Как сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев, в ходе публичных обсуждений уже разработанных технических регламентов были выявлены основные проблемы их разработки. К ним относятся отсутствие единой системы при разработке технических регламентов, единых методических подходов; задержка в разработке общих технических регламентов, которые должны использоваться затем при разработке специальных регламентов в качестве ссылочных документов; недостаточный учет современных тенденций при установлении требований к объектам технического регулирования, к терминам, определениям.
   Как сообщил выступавший в ходе заседания заместитель руководителя экономической рабочей группы Администрации Президента РФ Александр Рубцов, в течение года после принятия закона результаты оказались неоднозначны. «Реформа явно буксовала», - заявил он. Значительная доля вины за это лежит, по его мнению, на органах исполнительной власти. Одна из основных проблем, считает А.Рубцов, связана с Программой разработки технических регламентов до 2010 г., у которой есть два принципиальных недостатка: во-первых, она изначально не была системной, «формировалась, как коллаж, из заявок отдельных ведомств», во-вторых, все технические регламенты в ней подведены под бюджетное финансирование.
   В настоящее время, сообщил А.Рубцов, разработан Типовой шаблон специального технического регламента, который может помочь разработчикам технических регламентов стандартизировать свою работу. Сейчас эксперты Госдумы дорабатывают этот проект. Он также содержит информацию о том, как должен строиться технический регламент, и указания на присутствие в нем исчерпывающего перечня обязательных требований, которые государство предъявляет к бизнесу.
   По словам А.Рубцова, задача технического регулирования в России – привести в норму, сделать прозрачными, стабильными и законодательно установленными отношения государства и бизнеса.
   Как заявил С.Пугачев, что на этапе создания программы разработки технических регламентов необходимо использовать опыт торговых партнеров РФ. Также он предложил создать в структуре ТПП РФ отдельный комитет по техническому регулированию.
   Выступавший в ходе работы круглого стола председатель совета Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин сообщил, что на сегодняшний момент можно говорить не о 50, а о «150-200 технических регламентах, из которых около 100 готовы, но все боятся быть первыми». Он высказал пожелание, чтобы государство начало разрабатывать общие технические регламенты, это явилось бы структурной основой для дальнейшей работы. Требования для технических регламентов, по мнению Г.Томчина, должны быть выявлены благодаря взаимодействию науки, которая занимается исследованиями, бизнеса, которого интересует производство выгодной для него продукции, и общества. Он заявил, что в том, что до сих пор нет технических регламентов, виноват бизнес: предприниматели «ждут новых регламентов», а должны участвовать в их разработке. Г.Томчин сказал, что правительству нужно принять хоть какую-то программу, чтобы бизнес знал, что закон о техническом регулировании будет исполняться.
   По словам руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Элькина, система технических требований должна стимулировать развитие экономики страны, производство конкурентоспособной продукции. Он считает, что неважно, кто именно является разработчиком технических регламентов: если с такой инициативой выходит бизнес, его предложения должны быть учтены.
   Как отметила председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова, слишком быстрое вовлечение малого и среднего бизнеса в процесс технического регулирования ставит под удар маленькие предприятия. Она предложила ТПП РФ подготовить документ о методической или финансовой помощи малому бизнесу всех отраслей на время переходного периода.
   Участники круглого стола приняли решение рекомендовать Правительству РФ ускорить утверждение Программы разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., при проведении экспертизы и подготовке официальных заключений учитывать реальные возможности отечественных производителей, в том числе малого и среднего бизнеса. Также участники заседания рекомендовали ТПП РФ совместно с организациями–разработчиками технических регламентов, Минпромэнерго и Ростехрегулированием организовать проведение предварительных обсуждений проектов технических регламентов, провести обсуждение федеральных законов «Об аккредитации в Российской Федерации в области соответствия», «Об обеспечении единства измерений», а также содействовать привлечению бизнес-сообщества к разработке технических регламентов.
   ИА "Альянс Медиа"