12.12.2005 "Неравноправное" налогообложение тормозит развитие НПФ Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. Развитие системы добровольного пенсионного страхования тормозит «запретительное» налогообложение в данной сфере. Пути преодоления сложившейся ситуации обсуждали в ходе совместного заседания Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики, Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям и Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов на тему «Текущее состояние и перспективы развития обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения. Вопросы налогообложения». Депутат Госдумы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева в своем выступлении сосредоточилась на текущем состоянии и перспективах развития систем пенсионного страхования – как обязательного, так и добровольного. Депутат выразила мнение, что с начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы она выделила нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). В 1999 г. профицит бюджета ПФР составил 16 млрд руб. В 2000 г. – 90 млрд руб., а в 2001 г. – 17 млрд руб. С 2000 года стал формироваться дефицит, который в 2002 г. равнялся 2 млрд руб. В 2005 г. он составил 182 млрд руб. По прогнозам, в 2006 г. дефицит составит 93 млрд руб. Причем, по словам О. Дмитриевой, по факту дефицит может оказаться больше. В качестве второй проблемы депутат Госдумы обозначила снижение размера пенсий, отметив, что реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. О. Дмитриева пояснила, что размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок. В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%. По словам О. Дмитриевой, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. Согласно прогнозу на 2006 г., коэффициент замещения составит 25%. В качестве следующей проблемы О. Дмитриева выделила снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа. По словам О. Дмитриевой, это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. «Происходит увеличение доли в расходах пенсионного фонда на функции, которые не связаны с пенсионным страхованием», - сказала она, отметив, что выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а «начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%». В продолжение темы О. Дмитриева отметила, что с 2005 г. средневозрастные группы были исключены из обязательного накопительного страхования. «Система накопительного пенсионного страхования была построена с точностью до наоборот, - пояснила она. - Следующие когорты оказываются в неравноправном положении». По ее оценке, это концептуальные просчеты, которые можно исправить существенных изменениями всей системы, включая накопительный и страховой элементы. Ограниченные масштабы распространения накопительного элемента – как по контингенту (1967), так и по размеру взносов также были отнесены депутатом Госдумы к минусам текущей системы обязательного пенсионного страхования. «При выходе на пенсию тех, кто сейчас начинает трудиться, накопительная часть пенсии будет меньше 30%», - пояснила она. К проблемным аспектам развития ОПС была отнесена ее низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности. В заключение О. Дмитриева кратко высказалась о состоянии системы государственного (добровольного) пенсионного страхования. Она сообщила, что рост данного сектора по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации депутат Госдумы предлагает усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности. В ходе заседания исполнительный директор НПФ «Кооперация» Ирина Артеменко представила предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. По словам исполнительного директора НПФ «Кооперация», в настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 НПФ. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию. В качестве основной цели концепции И. Артеменко обозначила снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование. Говоря о налогообложении НПФ, И. Артеменко выделила ряд проблем. В качестве первой она обозначала неурегулированность вопроса об уплате единого социального налога с сумм платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, что приводит к отказу работодателей от реализации пенсионных программ. Второй проблемой является уравнивание НПФ с коммерческими организациями в вопросе взимания налогов на прибыль, имущество и на землю. В проекте концепции говорится, что такая политика налогообложения приводит тому, что у фондов нет стимула к получению доходов от размещения пенсионных резервов в размерах, превышающих ставку рефинансирования. В продолжение темы И. Артеменко акцентировала внимание на том, что неравноправное налогообложение деятельности по пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, осуществляемой НПФ и Пенсионным фондом создает условия для неравноправной конкуренции. В заключение она отметила, что тот факт, что некоторые НПФ реализуют серые схемы в своей деятельности, не должен приводить к тому, чтобы у госорганов и граждан формировалось мнение, что все НПФ работают по такому принципу. ИА "Альянс Медиа" |