16.04.2007 Изменения в ТК РФ должны поддержать баланс интересов государства и бизнеса В понедельник, 16 апреля, в здании ТПП РФ прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы таможенного регулирования. О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ». Вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин напомнил, что прошлая, четырехлетней давности развернутая дискуссия о таможенном регулировании с участием предпринимателей была непростой, но в конечном итоге мнения представителей бизнес-сообщества были в основном учтены. Однако по прошествии лет к Таможенному кодексу вновь накопились вопросы, требующие разрешения. Таможенное регулирование представляет собой столь сложный и неоднозначный вопрос, отметил С.Катырин, что поступившие предложения предпринимателей зачастую противоречат друг другу. Председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Думского комитета по бюджету и налогам Надежда Азарова заявила, что у предпринимателей до сих пор отсутствует чёткое понимание реализации законотворческого процесса в РФ. Поэтому она напомнила, что законодательная работа осуществляется в соответствии с регламентом Госдумы, принятым 22 января 1998 года, а право законодательной инициативы определено 4 ст. Конституции РФ, сказала Н.Азарова. Ранее, по ее словам, таможенные платежи относились к федеральным налоговым сборам и даже теперь сохранают некоторые признаки налогов. Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года N473 «Вопросы таможенной службы» предусмотрено, что руководство Федеральной таможенной службой РФ осуществляет Правительство РФ, однако некоторые функции руководства по нормативно-правовому регулированию переданы из МЭРТ РФ в ФТС, благодаря чему статус ФТС повысился, а также было сокращено время согласований некоторых правовых вопросов. Законодательные вопросы, связанные с ФТС, находятся в ведении Комитета Госдумы по бюджету и налогам, отметила Н.Азарова. Комитет занимается их предварительным рассмотрением и подготовкой к рассмотрению Госдумой, унификацией таможенного законодательства РФ с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО, 1994). Экспертный совет при подкомитете по таможенно-тарифному регулированию и ВЭД Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам включает в себя более 150 квалифицированных специалистов из различных сфер и занимается предварительной экспертизой всех законов, касающихся таможенного регулирования, разрабатывает предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс. Парламентские слушания, состоявшиеся в октябре 2004 года с участием депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, представителей деловых кругов, резюмировали, что Таможенный кодекс требует совершенствования. Был выработан ряд рекомендаций, намечен курс на присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 года (Киотская конвенция). Для России, считает Н.Азарова, является чрезвычайно важным присоединение к Киотской конвенции, за исключением пунктов, согласно которым Таможенная служба принимает грузовую декларацию в качестве единственного документа, требующегося для предоставления товара, и не требует перевода сведений, содержащихся в документе, если он составлен на языке, не предусмотренном для этих документов. В связи с адаптацией международного законодательства к российским нормам проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс принят 9 марта 2007 года, срок внесения поправок ко второму чтению закона продлен до 24 апреля 2007 года. В частности, планируется внести изменения в ст. 330, в которой предлагается установить солидарную ответственность за уплату таможенных платежей таможенного брокера с декларантом, причем не только за неуплату, но и за неуплату в срок. Претерпит изменения ст. 322, определяющая налоговую базу, ст. 330 об авансовых платежах, по которой предполагается, что авансовые платежи будут вноситься только в валюте РФ, ст. 343 о порядке включения банков, кредитных и страховых организаций в реестр, ст. 344 об исключении их из реестра, а также ст. 355, в которой предполагается уточнить правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, особенно в тех случаях, когда за плательщика их уплачивает другое лицо. Главным результатом работы над законопроектом Н.Азарова считает соблюдение баланса интересов государства и бизнеса в рамках норм международного права. ИА "Альянс Медиа" |