24.08.2005  Контроль за «серым» импортом продукции легкой и текстильной промышленности надо ужесточить, а отечественных производителей – поддержать

   Во вторник, 23 августа, в Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание комитетов ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности и по безопасности предпринимательской деятельности на тему «Проблемы экономической безопасности рынка товаров текстильной и легкой промышленности. Пути решения».
   Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко отметил, что проблема экономической безопасности бизнеса на сегодняшний день актуальна, «теневой» импорт переполняет страну. Это общегосударственная проблема, она касается реформирования законодательства, решения проблем правоприменительной практики, усовершенствования Таможенного кодекса, борьбы с коррупцией и проч., подчеркнул В.Страшко. Он сообщил, что, по оценкам Центрального банка РФ, объем «теневого» импорта в России составляет 12,5 млрд долларов в год, это продукция из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции. Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,5 раза превышает отечественное производство. При этом предприятия легкой и текстильной промышленности – одни из тех, кто наиболее страдает от проникновения на российский рынок контрафактной продукции, отметил В.Страшко.
   С основным докладом в ходе заседания выступил председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Борис Фомин. По его словам, положение текстильной и легкой промышленности РФ продолжает оставаться очень сложным. Сегодня удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства продукции в России снизился против уровня 1990 года в десять раз. Если в 2003 году этот показатель равнялся 1,3%, то в 2004 году он составил около 1%. Ситуация не изменилась к лучшему и в I полугодии текущего года: индекс текстильного и швейного производства составил 96%. Однако доля данных отраслей в экономике США, Италии, Германии достигает 8-12%, Китая – 13%, Турции и Португалии – до 20%. В этих странах реализуются программы поддержки текстильной и легкой промышленности, что объясняется тем, что эти отрасли связаны со многими смежными отраслями, обслуживают весь хозяйственный комплекс страны.
   В России же, отметил Б.Фомин, продолжается процесс вытеснения отечественных товаров с российского рынка, сегодня их объем на этом рынке составляет менее 20%. Этот процесс происходит на фоне роста емкости российского рынка. Так, только за 2001-2003 гг. объем продаж одежды в РФ вырос на 62,7%, но и рост объема поставок этих товаров китайскими фирмами увеличился на 29,3%, турецкими – на 34,3%, румынскими – на 42,1%. В 2004 году емкость рынка текстильной и легкой промышленности России составила 1 трлн рублей, при этом около 60% продукции завозится в страну или производится в ней с нарушениями действующего законодательства, без уплаты пошлин и налогов. Объем нелегального импорта и контрабандной одежды и обуви в прошлом году составил 20 млрд долларов, сообщил Б.Фомин.
   В связи с этим, считает он, на сегодняшний день главной задачей является формирование прозрачного внутреннего рынка продукции текстильной и легкой промышленности, на который основная масса товаров поступала бы по контрактам и договорам. Для создания такого рынка нужно использовать механизмы таможенного регулирования, «регулирования импорта и торговли по масштабам и структуре». Целесообразно также подготовить решение Правительства РФ по квотированию на несколько лет ввоза товаров текстильной и легкой промышленности на территорию России из Китая, Турции, Кореи.
   По словам Б.Фомина, определенные шаги по защите внутреннего российского рынка предпринимаются, в частности, Правительством РФ в 2004 году было принято постановление, установившее жесткие правила перемещения товаров через российскую таможню, повышение ставок импортных пошлин. Однако пока не удается добиться внесения изменений в ст. 282 ТК РФ, предусматривающих снижение стоимостного предела для ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами для личного пользования. В настоящее время этот предел составляет 65 тыс. рублей. Также непросто обеспечить исполнение действующих законодательных норм по защите рынка товаров от «серого» импорта и производства, что ставит в неравные конкурентные условия отечественных производителей.
   Как отметил Б.Фомин, реальная потребность товаров текстильной и легкой промышленности в России в ближайшие 3-4 года будет прирастать не менее чем на 10-12% в год, поэтому торговая политика государства как один из компонентов благоприятного инвестиционного климата должна быть нацелена на то, чтобы дать отечественным производителям возможность стабильного сбыта товаров на внутреннем рынке. Необходима также радикальная перестройка всей системы работы по проведению стандартизации, экспертизы и сертификации выпускаемой продукции.
   Б.Фомин сообщил, что, по экспертной оценке комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке РФ до 55% и повышение в два раза объемов производства текстильной и легкой промышленности позволит дополнительно создать около 200 тыс. рабочих мест и увеличить на 20 млрд рублей поступления в бюджеты всех уровней.
   Как считает выступивший в ходе заседания вице-президент ООО «Рослегпром» Александр Круглик, одна из острейших проблем текстильной и легкой промышленности – неравные с импортерами конкурентные условия для российских производителей, которые сложились на отечественном рынке. В первую очередь речь идет об импортерах – нарушителях законодательства о внешнеторговой деятельности, которые ввозят товары по «серым» и «черным» схемам и не платят пошлин и налогов, что позволяет им реализовывать товар по демпинговым ценам, пояснил он. Пока российский рынок заполнен импортным демпинговым товаром, говорить о развитии отрасли сложно, уверен А.Круглик.
   По его словам, российский товарный рынок очень емкий, но «сегодня Россия стала мировой барахолкой, на которую везут весь бросовый товар, не допущенный на рынки ведущих мировых стран». При сворачивании производств страна теряет рабочие места, что осложняет социальную обстановку во многих небольших городах, кроме того, бюджет недополучает огромные средства от налогов и пошлин. Эти потери оцениваются более чем в 5 млрд долларов в год, сообщил А.Круглик.
   Он считает, что для решения проблем легкой и текстильной промышленности, использования имеющихся производственных мощностей и сырьевых возможностей не менее половины российского рынка должно заполняться продукцией отечественного производства. «Отечественные производители способны делать массовый качественный товар», - уверен А.Круглик. Кроме того, полагает он, необходимо постоянно вести работу по пресечению нарушений на таможне и в торговле, по урегулированию уплаты торговцами и экспортерами налогов и пошлин. Он считает, что нужно привести требования по безналоговому ввозу товаров физическими лицами в соответствие с мировой практикой, когда без уплаты налогов разрешен ввоз товаров на сумму в 500 долларов. При этом нужно ограничить число таких ввозов до 1-2 в квартал. Также необходимо совершенствовать систему предотвращения продаж нелегального товара, разработать меры по уничтожению контрабанды и контрафакта, усилить контроль качества товаров на границе на основе соблюдения обязательных требований и стандартов. На основе мониторинговой оценки состояния рынка следует проводить таможенную политику, стимулирующую экспорт отечественных товаров.
   Относительно совершенствования законодательства в сфере текстильной и легкой промышленности А.Круглик отметил, что необходимо разработать специальный закон о потребительском рынке, а также торговый кодекс РФ. «Ждать помощи от государства сегодня не приходится», - считает он. В связи с этим надо привлекать инвесторов вкладывать средства в развитие легкой промышленности, «пускать в страну не товар, а деньги». Он уверен, что добиться налоговых послаблений для модернизации производства текстильной и легкой промышленности в ближайшее время не удастся, в числе финансируемых из государственного бюджета приоритетных программ на 2006 год программа модернизации отрасли не значится. В связи с этим самим производителям с участием ТПП РФ и РСПП предстоит активно проводить работу по привлечению инвестиций в отраслевые проекты.
   Выступившая в ходе заседания заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева отметила, что негативные процессы, о которых идет речь на заседании, влияют на собираемость таможенных платежей, на формирование федерального бюджета. Причина возникающих проблема связана, в частности, с самой сущностью нового Таможенного кодекса РФ, так как он изначально направлен на то, чтобы стимулировать внешнеторговую деятельность, упрощать таможенные процедуры, таможенный контроль. «Но ТК РФ рассчитан на законопослушный бизнес», - подчеркнула она. Однако на сегодняшний день сектор недобросовестного бизнеса, который занимается ввозом «серого» импорта или просто контрабандой, достаточно велик.
   Т.Голендеева считает, что необходима разработка государственной программы, в которой была бы четко определена позиция РФ относительно поддержки того или иного сектора экономики. Связано это с тем, что у таможенной службы часто возникают проблемы при ужесточении таможенного контроля: ее обвиняют в том, что она мешает развиваться частному предпринимательству маленьких городов, которое живет только торговлей, или же авиационным компаниям, перевозящим большие партии грузов. «Нет расстановки приоритетов», - подчеркнула она.
   Кроме того, Т.Голендеева сообщила, что ФТС РФ взаимодействует с таможенными органами Китая и Турции с целью сделать нецивилизованную торговлю с этими странами прозрачной. Однако «составляется множество меморандумов, но до реального дела не доходит», отметила она.
   По словам выступившего в ходе заседания руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, проблема контрабанды товаров легкой и текстильной промышленности из Китая и Турции впервые возникла в 1994 году. В 2001-2002 гг. были предприняты попытки упорядочить эти поставки, однако сейчас ситуация снова ухудшилась. Он рассказал, что сегодня существует схема, по которой китайские граждане ввозят и продают свою продукцию в РФ под видом российских индивидуальных предпринимателей. Кроме того, до сих пор не отработана методика экспертизы продукции на выявление контрафакта. К.Кабанов рекомендовал Правительству РФ совместно с ТПП РФ и общественными организациями создать схему выявления и уничтожения контрафактных товаров.
   Заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко отметил, что масштабный ввоз в Россию товаров легкой и текстильной промышленности с неполной уплатой таможенных пошлин и налогов является большой проблемой. В результате товар появляется на российском рынке по существенно заниженным ценам. Такая ситуация стала возможной, так как «забор, который воздвигнут нами на пути импортных товаров, во многих случаях чрезмерно высок, но в нем самом есть дыры. Нужно одновременно делать этот забор платежеспособным и заделать все дыры», образно выразился он.
   Кроме того, А.Кушниренко считает, что помимо регулирования таможенно-тарифной политики необходимо решать и многие другие проблемы легкой и текстильной промышленности, надо добиваться того, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной.
   По итогам заседания его участниками был принят проект рекомендаций. В них участники заседания просят президента ТПП РФ Евгения Примакова обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину с предложением рассмотреть на заседании Совета безопасности РФ вопрос о контрабандном ввозе потребительских товаров, в первую очередь текстильной и легкой промышленности. Кроме того, необходимо принять комплекс мер, предусматривающих защиту внутреннего рынка потребительских товаров: введение квотирования импорта на аналогичные группы товаров отрасли, поступающих на внутренний рынок из Китая, Турции и других стран Юго-Восточной Азии, оказывающих значительное влияние на занятость работников; разработка системы уничтожения выявленных конфискованных и задержанных товаров; запрет карго перевозок авиатранспортом Минобороны России, МЧС России и других силовых структур; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в части внесения поправок и дополнений в действующие федеральные законы, необходимых для усиления борьбы с контрабандой, контрафактной и фальсифицированной продукцией, а также разработку торгового кодекса РФ.
   Также участники заседания считают необходимым добиться внесения изменений в ст. 282 гл. 26 Таможенного кодекса РФ в отношении положения о порядке перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, снизив стоимость беспошлинного и безналогового ввоза ими товаров с 65 тыс. руб. до 15 тыс. руб., а также в отношении установления в стране порядка применения единых таможенных пошлин и налогов.
   ИА "Альянс Медиа"