03.07.2007  Омская область: ТПП активно содействует развитию малого и среднего бизнеса

   В Омской торгово-промышленной палате подвели итоги участия делегации предпринимателей Прииртышья и представителей областного правительства в международной ярмарке, проходившей в Ганновере (Германия). Во время визита удалось заключить ряд контрактов и соглашений, направленных на привлечение немецких инвестиций в экономику Омской области — энергетику, сельское хозяйство, промышленность. О перспективах международного сотрудничества, целях и задачах на ближайшее будущее рассказала президент Омской торгово-промышленной палаты Татьяна Хорошавина.
   Омская торгово-промышленная палата (ОмТПП), созданная в 1992 году, стала первым региональным бизнес-объединением. Сегодня в ее состав входят 500 предприятий различных форм собственности и организаций Омской области, в их числе 16 ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей. ОмТПП является одним из учредителей Международного выставочного Центра (МВЦ) «Интерсиб». В 2002 году открыто представительство Омской торгово-промышленной палаты в Москве с целью активизации взаимодействия с зарубежными посольствами и представительствами.
   В.: В чем руководство Омской ТПП видит задачи своей организации? Меняются ли они в соответствии с переменами в экономике и политике, отношениях бизнеса и власти?
   
О.: Основная наша задача — содействие развитию регионального бизнеса. Во всем мире институт торгово-промышленных палат, имеющий более чем 400-летнюю историю, объединяет одна миссия — представлять интересы предпринимательства, защищать их в рамках своих полномочий и содействовать экономическому процветанию общества. Как и всякая система, он переживает эволюцию, изменяется, усложняется и проходит проверку на эффективность. К примеру, в Германии, где членство в палате обязательно, бизнесмену не надо думать, куда обращаться за содействием. Немецкий опыт интересен и тем, что проект закона, касающийся деятельности предпринимателей, не рассматривается депутатами без предварительного одобрения в торгово-промышленной палате. Такое взаимодействие характерно и для других европейских стран.
   Вступив в бизнес-объединение, в том числе и в торгово-промышленную палату, российские предприниматели могут лоббировать свои интересы в органах власти, влиять на принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Специалисты ТПП тщательно изучают ситуацию на практике через такие инструменты, как мониторинг мнений предпринимателей. Это дает возможность посредством экспертизы законопроектов вносить в них изменения еще на стадии принятия.
   Мы стремимся выстраивать конструктивный диалог между бизнесом и властью. Если в таком диалоге намечается напряжение, именно ТПП становится своеобразным посредником, призванным добиться максимально эффективного его завершения. Да, мы лоббируем в органах власти интересы бизнеса. Но только те интересы, которые не выходят за рамки закона, если они действительно назрели как проблема.
   В.: Какую позицию ТПП занимает во взаимоотношениях омских бизнеса и власти? С кем из бизнеса и с кем из властей сотрудничает?
   
О.: Как я уже говорила, мы сторонники конструктивного диалога, выстраивания партнерских отношений. Что касается бизнесменов, мы сотрудничаем со всеми, кто к такому диалогу сегодня готов: с Омским областным союзом предпринимателей, профессиональными объединениями и, конечно, с членами Омской ТПП, а это более 500 предприятий, организаций и коммерсантов.
   Из органов власти наиболее тесные взаимоотношения сложились у нас с областным министерством экономики, с которым торгово-промышленная палата сотрудничает уже около 10 лет. Есть ряд совместных проектов с министерством промышленной политики, транспорта и связи. Например, в течение трех лет в нашем регионе успешно реализуется проект «Развитие предпринимательства в городских и сельских муниципальных образованиях Омской области». Совместно с региональным правительством мы проводим презентации потенциала Омской области в посольствах зарубежных стран в Москве, организуем конкурсы для предпринимателей.
   В рамках административной реформы мы изучили опыт Кузбасской ТПП по делегированию палате ряда избыточных государственных функций. В настоящее время нами проводятся консультации в омском правительстве, итогом которых должно стать подписание соглашения о сотрудничестве с учетом новых форм взаимодействия бизнеса и власти.
   В.: Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения чиновников и предпринимателей в Омской области?
   
О.: В целом сами взаимоотношения можно назвать сформировавшимися. И обе стороны стараются сделать так, чтобы проблем при сотрудничестве было как можно меньше. Сейчас в областном правительстве рассматриваются вопросы, касающиеся возмещения расходов за участие предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых за пределами Омской области, компенсаций, связанных с заключением договоров лизинга и получением кредита.
   К примеру, разработана схема частичной компенсации малому бизнесу процентов, уплаченных банку по кредитам, которые предприятие получает для реализации проектов. Компенсация зависит от суммы кредита и составляет 1/2 ставки рефинансирования. По решению региональных властей предприятия-участники, вошедшие в единый стенд Омской области на выставках-ярмарках, освобождаются от организационного сбора и оплаты аренды выставочной площади.
   В разработке находятся еще два проекта в поддержку малого предпринимательства: по оформлению сертификатов участниками ВЭД и страхованию различных рисков предпринимательской деятельности. 2008 год будет объявлен в Омске «Годом предпринимателя«, в рамках которого региональные власти планируют усилить поддержку местного бизнеса.
   В.: Сегодня бизнес-сообщество Прииртышья активно развивает внешнеэкономические отношения, и в большей степени с Китаем. Насколько перспективным вы считаете это направление ВЭД?
   
О.: Торгово-экономические отношения Омской области с Китаем уже можно назвать не развивающимися, а стабильными. Китай входит в число основных торговых партнеров Омской области. По данным Сибирского таможенного управления, товарооборот Омской области с КНР в 2006 году составил $126 млн. В нем доминирует экспорт: это в основном нефть и нефтепродукты, органические химические соединения, каучук на общую сумму до $120 млн.
   Импортируем в первую очередь химические продукты, оборудование, обувь, изделия из алюминия, чай, керамические изделия. Китайские бизнесмены охотно вкладывают инвестиции в наш регион: в лесопереработку, строительство и машиностроительный комплекс. Рабочие из КНР трудятся в местном сельском хозяйстве, вокруг Омска создана сеть китайских теплиц, снабжающая город с ранней весны до поздней осени овощами. В областном центре развивается ресторанный бизнес национальной китайской кухни.
   Дополнительно мы готовы предложить нашим потенциальным китайским партнерам сотрудничество в таких сферах, как энергетика, телекоммуникации, легкая промышленность.
   В.: С какими еще странами дальнего зарубежья экономические отношения Омской области можно сейчас назвать развивающимися, а с какими — постепенно сходящими на нет?
   
О.: Омская область открыта для всех и поддерживает экономические отношения более чем с сотней стран всего мира. Достаточно сказать, что за 2006 год, по данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот Омской области составил $5,9 млрд. При этом около 90% партнеров нашего региона на внешнем рынке — именно страны дальнего зарубежья. Мы активизировали сотрудничество со странами Европы, особенно с Германией, Чехией, Словакией. Уже более 10 лет в Омске работает самый крупный российско-словацкий инвестиционный проект «Матадор-Омскшина». Что касается азиатских стран, то сегодня мы рассматриваем этот сегмент как очень перспективный рынок сбыта и приобретения товаров и услуг.
   В.: Возвращаясь к непосредственной работе Омской торгово-промышленной палаты, какие инновации вы сейчас используете, какие ноу-хау? Поделитесь последними новостями.
   
О.: Омская ТПП стала одной из первых в системе торгово-промышленных палат России, где внедрена система менеджмента качества (СМК) ГОСТ Р ИСО 9001 версии 2001. Причем на весь спектр наших бизнес-услуг. А это значит — теперь все, что мы делаем, соответствует международным требованиям и стандартам. Мы пропагандируем внедрение СМК среди предприятий — членов ТПП. Если еще три года назад среди членов палаты насчитывалось не более десятка предприятий, внедривших систему, то сегодня их число приблизилось к 50. Внедрение СМК должно стать необходимым элементом регионального маркетинга, особенно в преддверии вступления нашей страны в ВТО.
   В.: В ОмТПП сформирован ряд профильных комитетов. Как они работают сегодня?
   
О.: Всего было сформировано семь комитетов исходя из потребностей бизнеса, пожеланий предпринимателей — по рекламе, инновациям, выставочной деятельности, страхованию и другие. Люди в них работают на общественных началах. Недавно были сформированы комитет по аудиторской деятельности и комитет по преодолению административных барьеров. Первый из них планирует координировать деятельность аудиторских организаций в Омске, защищать общие корпоративные интересы, готовить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, оказывать методическую помощь и готовить профессиональные кадры. Комитет по преодолению административных барьеров появился неслучайно — назрела в регионе такая проблема.
   В.: Кроме комитетов, в структуре ОмТПП работает еще и Третейский суд.
   
О.: Суд рассматривает только те дела, где в договор между спорящими сторонами была внесена так называемая третейская оговорка. Третейский суд помогает предпринимателям сэкономить время, при этом его решения имеют силу арбитражного суда. Решения принимаются как итоговые и не пересматриваются. В состав нашего Третейского суда входят профессиональные юристы с практикой судебных тяжб.
   В.: В заключение расскажите, какие цели и задачи на ближайшее будущее ставит перед собой Омская торгово-промышленная палата?
   
О.: В этом году исполняется 15 лет, как Омская палата работает на рынке. В палате сформирован профессиональный коллектив, накоплен опыт по многим направлениям нашей достаточно специфической деятельности, особенно в сфере внешнеэкономического сотрудничества. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО, думаю, палатам придется много поработать в роли «пропагандиста, агитатора и организатора» — будем продолжать учить наших предпринимателей выходить на зарубежные рынки, уверенно себя там позиционировать.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"