12.01.2001  Оренбургская область: с товарными знаками - неблагополучно

   Об уровне развития бизнеса и предпринимательской деятельности в регионе можно судить по развитию сопутствующих явлений, например, по количеству создаваемых предприятий или по регистрации патентов, изобретений, товарных знаков.
   Если говорить о последнем, Оренбуржье вряд ли выдержит конкуренцию с другими областями. На сегодня зарегистрировано порядка 150 товарных знаков, принадлежащих предприятиям Оренбургской области. Но в Самарской области это число давно перевалило за 500, то же самое можно сказать и о Саратовской области. И если учесть, что за последние три года в Оренбуржье зарегистрировано порядка 15000 предприятий, получается, что товарными знаками обладает только 1 процент организаций.
   Проблема отказа местных предприятий от создания и регистрации этого вида собственности на самом деле серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
   Недавно прошла презентация проекта "Товарные знаки Оренбуржья", провела которую Торгово-промышленная палата области. При палате существует специальное подразделение, задача которого - удовлетворение интересов предприятий в области оформления прав на промышленную собственность - изобретения, полезные модели, товарные знаки. Тема создания и оформления прав на интеллектуальную собственность, в том числе внедрения товарных знаков и повышения их качества, актуальна для области как ни для какой другой.
   Указание точных товарных знаков на выпускаемой продукции требует ряд международных стандартов. Делается это для того, чтобы без сложной документальной экспертизы можно было бы установить, кто произвел конкретную деталь, например, в сложном аппарате. Роль товарного знака, легко запоминающегося потребителями (это может быть эмблема, слоган), в рекламе трудно преувеличить.
   Но главное качество товарного знака - его ценность как товара. Ведь права на него можно продать, внести в уставный капитал. Этот вид собственности привлекает к себе внимание тем, что не требует амортизационных отчислений, и его стоимость только возрастает. К тому же затраты на создание и регистрацию товарных знаков несопоставимы с производственными затратами.
   К сожалению, уровень знаков предприятий Оренбургской области не выдерживает никакой критики. Даже созданный совет по экспертизе качества товарных знаков, состоящий из филологов, историков и рекламщиков, не может изменить это положение. Проблема прежде всего в небрежности самих предпринимателей - многие просто перерисовывают понравившиеся им эмблемы, не интересуясь тем, что они уже зарегистрированы за другим производителем. Поэтому большинство знаков имеют своих двойников.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Оренбуржье (Оренбург)