11.11.2003  Неоперившийся бизнес нуждается в инкубаторах

   Пока законодательной основой для развития всей системы поддержки малого предпринимательства служит Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Принят он был в июне 1995 года. Многие его положения устарели, а некоторые вошли в противоречие с ныне действующими гражданским, налоговым и бюджетным законодательствами. Как быть?
   Президиум правления Торгово-промышленной палаты рассмотрел продвижение инициатив по развитию малого и среднего предпринимательства.
   Новая редакция основополагающего Закона, оказывается, была подготовлена, но отдельные министерства и ведомства так и не согласовали между собой общую позицию. Тогда взялись за изменения в действующих законодательных актах.
   Следует отметить, что предложения предпринимательского сообщества идут, что называется, снизу. Они обсуждались на съездах и конференциях малых предприятий в различных регионах. Определенную ясность внесло октябрьское заседание Правительства, обсудившее комплекс мер в данной сфере.
   Поддержан ряд предложений ТПП, например, по оптимизации системы налогообложения. Правительство согласилось с необходимостью увеличения годового оборота для перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения. Годовой оборот в 15 миллионов рублей сохраняется только для микропредприятий численностью до 10 человек, а для малых предприятий увеличится примерно в 3 раза, что позволит перейти на упрощенную систему налогообложения многим производственным, строительным, а главное - инновационным и венчурным фирмам. Также поддержано предложение Палаты по перераспределению налоговых поступлений - до 30 процентов от малых предприятий, применяющих как общий, так и специальные налоговые режимы - в бюджеты субъектов Федерации и не менее 70 процентов - в местные бюджеты.
   Что касается установления верхнего предела совокупного налогообложения малых предприятий в размере 20 процентов от их дохода, то этот вопрос отдельно будет рассмотрен Правительством.
   Даны поручения МАП, Минэкономразвития, МНС, Минфину, Минпромнауки, Госкомстату доработать материалы и план мероприятий по поддержке малого предпринимательства и с необходимыми финансово-экономическими обоснованиями представить до 1 декабря 2003 год в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего решения.
   На президиуме ТПП особо отмечалось, что камнем преткновения для малого бизнеса остается доступ к кредитным ресурсам. У банков отсутствует мотивация для этого. По экспертным оценкам не более 10 процентов малых предприятий пользуются ссудами, да и то краткосрочными. Высказываются опасения, что кредиты под гарантии Правительства уполномоченный банк будет выдавать также дорого и ненадолго. Приводились примеры передачи зданий, предназначенных для бизнес-инкубаторов, крупным компаниям. Вводимые с 2004 года спецсчета по НДС могут на полтора-два месяца парализовать оборотные средства, что для малых предприятий смерти подобно.
   Хорошим импульсом малому бизнесу может стать выделяемый Всемирным банком кредит в 300 миллионов долларов - дешевый и долгосрочный.
   Распределяться он будет строго на конкурсной основе пока в семи регионах на муниципальном уровне между наиболее выигрышными бизнес-структурами.
   Пример, достойный подражания, показал наш сосед и партнер по единому экономическому пространству - Казахстан. Там единый социальный налог составляет 23 процента, а кредиты выдаются под 11 процентов годовых. Так чем мы хуже?
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской бизнес-газеты"