24.03.2008  Минфин очертил налоговую перспективу

   В ходе одного из ближайших заседаний правительства главе Минфина Алексею Кудрину предстоит доказывать правильность мер в области налоговой политики, планируемых его ведомством к реализации в 2009–2011 годах. К чести министерства, оно не стало делать тайны из своих планов и представило документ на публичное рассмотрение в ходе одного из совещаний в Торгово-промышленной палате.
   Косметический ремонт
   Предстоящая трехлетка, по замыслу чиновников, должна стать относительно спокойной – никаких революционных мер при совершенствовании системы администрирования налогов и сборов не ожидается. Такой подход кажется вполне оправданным после внесения масштабных изменений в первую часть НК, принятых в середине 2006 года и в основной своей массе вступивших в силу с 1 января 2007-го. Тем не менее скорректировать ряд положений Кодекса чиновники посчитали необходимым. Так, Министерство финансов намерено урегулировать ситуацию с суммами налогов, сборов, пени и штрафов, списанных в свое время со счетов фирм и индивидуальных предпринимателей, но не перечисленных банками в бюджет по той простой причине, что кредитные организации к тому времени были ликвидированы. О том, каким именно способом предполагается решать столь серьезную проблему, авторы документа пока умалчивают, однако коммерсантам стоит надеяться, что поток претензий со стороны ФНС по поводу якобы недоплаченных государству денег сократится.
   Кроме того, в среднесрочной перспективе специалисты Минфина собираются уточнить порядок приостановления операций по банковским счетам компаний и ПБОЮЛов, а также конкретизировать виды налоговых правонарушений и ответственности за их совершение. Впрочем, и здесь более яркий свет на грядущие поправки ведомству пролить не удалось.
   НДС не пойдет на снижение
   Несколько больше ясности с видением перспектив в отношении налога на добавленную стоимость. Сначала скажем о том, чего нет в представленных министерством планах. В разделе, посвященном 2009–2011 годам, не написано ничего о возможном снижении либо унификации ставки НДС. Таким образом, несмотря на высказанное как действующим, так и вновь избранным президентом мнение о целесообразности реформирования налога, Минфин упорно его игнорирует. По крайней мере, на настоящий момент. Нельзя исключать, что к заседанию кабинета министров ведомство Кудрина пересмотрит свою позицию. Все предпосылки для этого имеются. Так, в начале этой недели появилась информация о том, что МЭРТ отправил коллегам предложения по первоочередным налоговым мерам, в числе которых значится снижение с 1 января 2009 года базовой ставки НДС с 18 до 12-13 процентов. Чуть позже первый вице-премьер правительства Сергей Иванов озвучил те же самые цифры, однако предположил, что реформа «проблемного» налога может быть проведена уже во второй половине текущего года. Насколько повлияет массированная атака высокопоставленных чиновников на мнение Минфина (и в целом правительства) по данному вопросу, покажет самое ближайшее будущее.
   Также в скором времени от экспортеров для обоснования права на применение нулевой ставки НДС больше не станут требовать документ, подтверждающий оплату совершенной операции. Кроме того, предлагается исключить из НК условие, согласно которому применять «нулевую» льготу можно только в том случае, если покупателем экспортируемого товара является иностранное лицо. Обещают представители финансового министерства пересмотреть требования и к иным документам, которые подтверждают право на применение «экспортной» ставки налога.
   В свою очередь не исключено, что незначительные нарушения, допущенные предпринимателями при заполнении счетов-фактур, вскоре не будут влиять на принятие налоговиками решения по предоставлению вычета сумм НДС. Благодаря запланированным поправкам инспекторы обязаны будут закрыть глаза на некоторые промахи, поскольку в Кодексе четко пропишут, при незаполнении (или неверном заполнении) каких показателей счет-фактура может быть признан не соответствующим требованиям налогового законодательства. Как подчеркнули сотрудники финансового ведомства, этот шаг позволит существенно снизить издержки коммерсантов.
   Представленный план принес бизнесменам и еще одну обнадеживающую весть. Минфин планирует значительно снизить объем невозмещаемого НДС, по которому у инспекторов и плательщиков не возникает споров. Достичь этой цели разработчики документа собираются за счет вынесения сразу двух решений по итогам проверки всего лишь одной декларации. Первое из них будет принято в отношении сумм, не вызывающих у контролеров никаких сомнений с точки зрения принятия НДС к вычету, а вот второе коснется той части налога, по которой заявленные вычеты сотрудники ИФНС сочтут необоснованными.
   «Зарплатная» нагрузка
   Министерство финансов гарантирует стабильность ставки другого налога – на доходы физических лиц – причем на долгосрочную перспективу. Убедить население страны в неизменности «плоского» 13-процентного НДФЛ, по мнению авторов налогового документа, должно и озвученное президентом страны Бюджетное послание Федеральному собранию.
   Продолжится упорная борьба контролеров и с любителями уклоняться от уплаты «зарплатных» налогов. По словам финансистов, ряд действующих оснований для освобождения от налогового бремени слишком неопределенны, чем и пользуются поклонники «серых» схем. Например, они выводят из-под налогообложения суммы зарплаты, выдаваемые сотрудникам под видом компенсационных выплат за вредные, тяжелые и опасные условия труда. Нормы кодекса в этой части требуется конкретизировать, убеждены чиновники.
   Небезынтересными и отрадными для работодателей могут стать намерения властей освободить от обложения как НДФЛ, так и ЕСН взносы, направляемые бизнесменами на софинансирование пенсионных накоплений работников. Впрочем, чиновники оговорились, что подобные налоговые льготы коснутся «пенсионных» средств лишь в тех пределах, которые установит государство. С другой стороны, Минфин советует кабинету министров поддержать не столь приятные для предпринимателей предложения по предотвращению падения «эффективных» сборов от соцналога. Для этого ведомство Кудрина предлагает правительству рассмотреть вопрос об индексации величины налоговой базы, при достижении которой начинают применяться пониженные налоговые ставки. Видимо, чтобы успокоить коммерсантов, специалисты министерства заявили о будущей прямой зависимости фактического роста ЕСН от темпов прироста инфляции и заработной платы в стране. Есть и еще одна существенная оговорка, сделанная в докладе. Любые нововведения в области реформы данного налога, по мнению чиновников, должны утверждаться только в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, а также медицинского и социального страхования. Учитывая, что пенсионная реформа – одна из самых трудных и вялотекущих, до изменений в структуре социального налога руки у властей дойдут, вероятно, еще нескоро.
   «Прибыльные» льготы подрежут
   Не слишком приятные для коммерсантов поправки Минфин предполагает внести в главу Кодекса, посвященную налогу на прибыль. Чиновников возмущают частые случаи получения бизнесменами необоснованной налоговой выгоды при использовании ускоренной амортизации за счет повышающих коэффициентов и амортизационной премии. Как известно, в настоящее время законодательством предусмотрена возможность включения в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, до 10 процентов первоначальных затрат на приобретение основных средств. Отсутствие каких бы то ни было ограничений, как убедились госслужащие, приводит к произвольному занижению стоимости имущества, которое достигается путем последовательной перепродажи ОС между взаимозависимыми лицами. Чтобы пресечь подобную зловредную практику, Кудрин и его сотоварищи не исключают варианта введения принципа «возврата льготы». Он подразумевает, что в случае если организация применяла ускоряющие коэффициенты и пользовалась амортизационной преференцией, то при продаже такого основного средства ранее чем через пять лет после покупки, сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе. Кроме того, существует вероятность введения ограничений по начислению амортизации в том случае, если ОС получено дочерней компанией от материнской и наоборот.
   Спецрежимы скорректируют
   Последняя часть Основных направлений налоговой политики в 2009–2011 годах отведена под планируемые изменения в части спецрежимов, которые особенно интересны малому предпринимательству. Примечательно, что чиновники в полной мере сознают низкий уровень его развития по сравнению с зарубежными странами и для начала на словах пробуют выправить ситуацию. Так, к примеру, размеры единого налога на вмененный доход предполагается устанавливать с большей, чем в настоящее время, объективностью. Правда, сдержать данное обещание чиновники смогут лишь в том случае, если законодатели утвердят новый принцип определения базовой доходности по «вмененным» видам предпринимательской деятельности. Согласно предложению Минфина, она должна зависеть от результатов отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в установленном правительством порядке. При этом сотрудники главного финансового ведомства страны подчеркивают, что корректировка должна производиться не реже чем раз в три года, а ныне используемый коэффициент К1 следует и вовсе отменить. Примечательно, что представители одной из крупнейших общественных организаций предпринимателей – Торгово-промышленной палаты – готовы в целом поддержать данные инициативы, однако указывают на их недостаточность для активного развития малого и среднего бизнеса на период до 2020 года.
   Добавим, что финансисты планируют уточнить критерии, на основании которых коммерсантам предоставляется право применения «упрощенки», «вмененки» либо единого сельхозналога. Затевается это для того, объясняют сотрудники финансового ведомства, чтобы выгоды от использования спецрежимов действительно получали представители малого бизнеса, а не прикидывающиеся таковыми крупные компании.
   В заключение чиновники заметили, что в опубликованном плане на среднесрочную перспективу о расширении области применения специальных налоговых режимов плательщики могут даже не мечтать.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ФАФИ