14.12.2005  В МТПП оценили преимущества новых правил размещения городского заказа

   Изменения в системе конкурсного размещения государственного заказа в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обсуждались во вторник на расширенном заседании Межведомственной коллегии Тендерного комитета г.Москвы в Московской торгово-промышленной палате.
   Президент МТПП Леонид Говоров, открывая заседание, заметил, что система конкурсов и аукционов по размещению городского заказа в Москве внедряется успешно, но если раньше (в соответствии с городским законом №26 о госзаказе) московские производители пользовались преимуществами, то сейчас они будут участвовать в конкурсных торгах наравне со всеми. «Мы давно пытались для надежных предприятий города, например, для лауреатов программы «Московское качество», сделать определенные преимущества при конкурсном производстве», - сказал он. Президент МТПП сообщил, что готовится постановление правительства Москвы, в соответствии с которым «определенные преимущества при прочих равных конкурсных показателях» будут предоставляться поставщикам города - надежным партнерам.
   Заместитель председателя Тендерного комитета г.Москвы Сергей Зайцев рассказал о нововведениях ФЗ №94. По его словам, закон будет работать как закон прямого действия, он предусматривает новые формы проведения торгов: аукцион, запрос котировок, аукцион в электронной форме. Новым условием он назвал проведение конкурса, начиная с порогового значения суммы в 60 тысяч рублей (раньше 250 тыс. руб.), также вводится понятие «уполномоченный орган по проведению госзаказа». До 1 января 2006 будет создан контрольный орган по осуществлению надзорных функций за всеми участниками процесса размещения госзаказа, в том числе за уполномоченными органами (в Москве – Тендерный комитет).
   С.Зайцев отметил, что в законе предусмотрены требования к поставщикам по 4 параметрам: лицензия (если этот вид деятельности лицензируется); задолженность в бюджеты всех уровней (не более 25% за предыдущий год по отношению к собственным оборотным средствам); предприятие не должно быть банкротом; его деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с КоАП. По мнению С.Зайцева, классификация исполнителей госзаказа стала значительно проще, так же, как и доступ к торгам.
   Кроме того, по его словам, поставщик вправе предоставить для участия в конкурсе анонимную заявку: это полный комплект документов в одном конверте. На первом заседании конкурсной комиссии конверты вскрываются, в течение 10 дней проводится квалификация участников, т.е. решается вопрос о допуске участника к конкурсу и приеме заявки, в течение следующих 10 дней проводится экспертная оценка конкурсных заявок.
   С.Зайцев сообщил о некоторых итогах размещения городского заказа за 10 месяцев 2005 года: по данным Москомстата сумма размещенного городского заказа составила порядка 137 млрд рублей, 2 млрд руб. - закупка у единственного источника и способом запроса котировок, 135 млрд руб. - на конкурсной основе.
   По итогам 9 месяцев 2005 г. на закрытых конкурсах размещено около 7% горзаказа (в 2003 г. около 50%). Экономия бюджетных средств составила около 10% (14 млрд рублей). «Тендерный комитет провел торги на сумму около 100 млрд рублей, экономия средств - 8%», - заметил С.Зайцев.
   Он также подчеркнул, что оценка конкурсных заявок или предложений участников осуществляется строго по критериям, прописанным в конкурсной документации, этот порядок должен определятся правительством РФ. «Порядок оценки планируется принять до 1 января 2006 года, им вводятся весовые (вес цены) коэффициенты в зависимости от вида госзакупки», - сообщил заместитель председателя Тендерного комитета г.Москвы.
   Исполнительный директор национальной ассоциации электронной торговли Антон Никольский рассказал о вводимой ФЗ№94 системе «открытых аукционов в электронной форме на сайте в сети Интернет». По его мнению, новая форма проведения торгов выгодна для госзаказчиков и постащиков, так как конкурсные процедуры весьма затратные. «Учитывая тенденции привлечения малого бизнеса к госзакупкам и повышения открытости государственного заказа, возникает потребность снижения стоимости затрат на организацию и проведение торгов», - заметил он.
   По мнению А.Никольского, процедура проведения аукционов в открытой форме позволяет существенно сократить издержки, а себестоимость электронного аукциона (по опыту проведения подобных процедур) показывает, что себестоимость может быть снижена на 2,5-3-4 тыс. рублей за одну процедуру. Он также сообщил, что итоги аукциона будут опубликованы в день его проведения на сайте в сети Интернет, в течении 5 дней опубликованы в СМИ. По словам А.Никольского, до конца года будет решен вопрос квалификационного отбора и допуска участников к торгам на официальных сайтах (торговых площадках). Также будет подготовлено соответствующее постановление Правительства РФ, определяющее порядок доступа на сайт и порядок квалификации поставщиков.
   Все процедуры проведения электронных торгов подробно прописаны в ФЗ№94, отметил он.
   В частности, госзаказчик автоматически получает протокол (по итогам конкурса) в течение дня, подписывает его и направляет заказ победителю аукциона. Специализированная электронная система проведения аукциона дополнительно обеспечивает хранение информации в электронной форме в течение 3-х лет, любой пользователь может зайти и посмотреть как проходит аукцион, уточнил А.Никольский.
   С.Зайцев, в свою очередь, пояснил, что в ближайшее время будет объявлен «конкурс и требования к торговым площадкам (специализированным организациям) по проведению торгов». Стоимость услуги торговой площадки для госзаказчика - 1-2% от стоимости размещенного госзаказа. Исполнители госзаказа участвуют в аукционе бесплатно, может оплачиваться только оформление электронной цифровой подписи (около $100), работа в Интернете, обеспечение безопасности информации. «Сейчас готовится конкурсная документация, конкретизируются требования к торговым площадкам», - сказал он и добавил, что, скорее всего, их будет не более трех, но может оказаться, что по итогам конкурса «ни одна не сможет удовлетворить требованиям».
   После выступлений докладчиков последовало множество вопросов по процедуре размещения госзаказа. Например, представитель Гильдии специализированной мебели МТПП Александр Марченко поинтересовался тем, кто будет составлять техническое описание продукции, как будет формироваться экспертная группа, кто непосредственно будет осуществлять приемку продукции, «возможно ли ее отличие от той, что видели эксперты».
   А.Зайцев ответил, что за конкурсную документацию и технические требования отвечает госзаказчик, при проведении конкурсов порядок оценки будет максимально формализован, а для оценки качества сохранится практика привлечения независимых экспертов. Ответственность за прием продукции и контроль за исполнением госзаказа несет также госзаказчик. А.Зайцев заметил, что в ФЗ№94 предусмотрено создание общефедерального реестра недобросовестных поставщиков, «на его основании организация может быть снята с конкурса». «В Москве до формирования федерального реестра будет создаваться свой реестр недобросовестных поставщиков на основе существующего реестра деловой репутации», - уточнил он.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» о механизме исполнения статьи закона о предоставлении госзаказа предприятиям малого бизнеса, С.Зайцев ответил, в ФЗ№94 предусмотрена норма по которой 15% государственного муниципального заказа «должны размещаться по субъектам малого предпринимательства по утвержденному Павительством РФ перечню (продукции и услуг МБ)». В этих торгах вправе принять участие только субъекты малого предпринимательства. Если конкурс по каким-то причинам не состоялся, только тогда этот заказ размещается через торги, организуемые в общем порядке, подчеркнул он. Сейчас Правительство РФ занимается составлением перечня, в планах МЭРТ и Правительства РФ такой перечень утвердить до 1 января 2006 года. Предполагается, что в него войдут «те работы, с которыми может справиться малый бизнес», заключил С.Зайцев.
   ИА "Альянс Медиа"