18.06.2004  А.Иоффе: отмена закона о господдержке малого бизнеса вызывает категоричный протест, во всяком случае тех, кто беспокоится за его развитие в России

   Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства(РАРМП) Александр Иоффе выразил свое отношение к произошедшим в последнее время двум событиям, которые, по его словам, повлияют на судьбу малого предпринимательства в стране.
   Первое и наиболее существенное, - инициатива Правительства России об отмене закона № 88-ФЗ от 14.06. 95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
   Второй вопрос - выход постановления Правительства РФ о Составе Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.
   А. Иоффе напомнил, что попытки отменить закон о господдержке малого предпринимательства предпринимаются уже довольно давно, и первоначально инициатором такой отмены выступил МЭРТ. После публичных обсуждений этого вопроса и протестов предпринимательского сообщества эти попытки удалось отбить: предприниматели «единым фронтом» высказали за то, что его нельзя отменять, не предложив ничего взамен.
   Действительно, отметил президент РАРМП, закон не совершенен, он устарел, не описывает многие важные реалии сегодняшнего дня. Например, назрела необходимость уточнить критерии отнесения предприятия к субъекту малого предпринимательства, надо уточнять формы и методы поддержки малого бизнеса и т.д. Тем не менее, идея отмены этого закона, которая уже обрела форму нормативного документа, должна, с точки зрения А. Иоффе, «вызвать категоричный протест, во всяком случае, тех, кто беспокоится за развитие малого бизнеса в России».
   Эту позицию, считает он, можно аргументировать с нескольких точек зрения. Прежде всего, с отменой этого закона просто исчезает законодательное поле объекта регулирования в принципе. «Малого бизнеса тогда с точки зрения законодательства у нас не остается, он остается по факту в реальной жизни, с точки зрения интересов государства - его нет. - заметил А. Иоффе. Дальше возникает целая цепочка различных негативных вещей".
   Например, рушится система инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которая строилась на протяжении более десяти лет в большинстве регионов РФ. Более того, становится непонятно, какие законодательные основания есть у федеральных, региональных органов власти выделять средства на поддержку малого бизнеса, создавать элементы инфраструктуры, будь-то агентства, фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д. Может быть, все это и будет продолжаться, но будет носить «характер вкусового и единичного решения». Поэтому, считает А. Иоффе, все эти моменты должны регулироваться каким-либо другим документом, который будет определять вопросы всех нормативов, процедур и т.д. Тогда встает вопрос о подготовке другого закона, который отменял бы старый и вводил новый. Как пояснил А. Иоффе, на уровне слухов есть предположение, что закон о господдержке малого бизнеса хотят отменить, чтобы тем самым ликвидировать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Действительно, такие попытки не первый год предпринимаются, но деятельность Фонда возможно изменить, и не отменяя закон: Фонд на 100% принадлежит Правительству РФ, и оно вправе менять структуру, персонал, порядок его работы.
   И все-таки, считает А. Иоффе, в этом вопросе - более серьезные основания для отмены этого закона. Это, по его мнению, некие ультра либеральные взгляды, которые имеют место в Правительстве и приводят к такого рода решениям. Они заключаются в том, что «все равны, все должны входить в рынок одинаково, никаких никому ни льгот, ни преференций». Президент РАРМП заметил, что есть определенное рациональное зерно в том, что льготы развращают, но малый бизнес должен иметь определенные льготы и преференции, как это и происходит во всем мире. Это старые избитые истины, доказанные неоднократно мировым опытом, когда в самых либеральных странах существуют государственные программы поддержки малого предпринимательства.
   «Это либо политика, либо ошибка, либо преступление. Какое-то фундаментальное непонимание, осознанное или неосознанное, смысла такого сложного социально-экономического явления, которым является малый бизнес», - сказал президент РАРМП.
   Он подчеркнул, что проблема с отменой закона - это очень серьезный и символический шаг со стороны Правительства: «Поэтому я считаю, что все те, кто занимается поддержкой малого бизнеса, общественные объединения предпринимателей должны, объединив усилия, очень резко высказаться против такого подхода».
   На взгляд президента РАРМП, есть очень простой выход. Действительно, закон надо менять, и есть уже более или менее достаточно хорошо отработанный закон на базе того, который создан на базе того, что предлагался правительством Москвы, ТПП РФ. В этих обсуждениях участвовали и многие объединения предпринимателей совместно с представителями Правительства РФ в лице МЭРТ. Этот закон может быть доработан и принят, а старый отменен. Это позволит двигаться по тому направлению, которое определено и Президентом, и Госсоветом - всемерной поддержки развитию малого предпринимательства.
   Вместе с тем, заметил президент РАРМП, закон бродит где-то в Думе. Его «пропихивал» Е. Примаков, Ю.Лужков писал 2-3 раза в Думу. «Разговаривали представители объединений предпринимателей и с Боосом, и с Володиным, другими людьми в ГД - все говорят «да», но где-то это все абсолютно растворяется и он не выноситься, не вносится», - пояснил А. Иоффе.
   Если же закон №88-ФЗ будет отменен, то в большинстве субъектов РФ произойдет «обвал поддержки малого бизнеса, потому что это сигнал для региональных властей - пора с этим делом кончать, пусть выживают, как хотят и не дело государства вмешиваться в так называемый бизнес, пусть развивается как хочет», считает А. Иоффе. Последствия этого, конечно, будут печальные, потому что и так идет достаточно серьезная монополизация рынков, идет захват рынков со стороны местных властей и аффилированых с ними коммерческих структурах. Поэтому независимому малому бизнесу придется еще тяжелее, когда не будет никакой законодательной базы для его развития.
   В отношении того, какова будет судьба региональных законов о поддержке малого бизнеса, А. Иоффе заметил, что на самом деле, никто не запрещает издавать законы на местном уровне – эти законы могут остаться или могут быть переделаны, поскольку нет регулирования с точки зрения федерального законодательства. Вместе с тем, по его мнению, может возникнуть ситуация, когда по образу и подобию Центра большинство регионов, там, где даже есть законы о господдержке МП, их немедленно отменят – «выстроившись в шеренгу вслед за федеральным Правительством и Думой», и, конечно, это будет печально.
   В этой связи второй вопрос – состав Совета по конкурентоспособности и предпринимательству - также любопытен для обсуждения. На взгляд А. Иоффе, что здесь больше всего волнует, и бизнес-сообщество должно также заняться этим вопросом - это опять «некий вкусовой подход к созданию структур, когда нет никакого принципа, по которому в них появляются определенные персонажи». Они, возможно, достойные люди, хорошо разбирающиеся в бизнесе, и достойны быть в составе Совета. Вместе с тем, непонятен принцип формирования этого Совета, которому придается очень большое значение как главной переговорной площадки бизнеса и власти по развитию экономики страны, по созданию конкурентоспособной среды, по сложным вопросам, связанным с вступлением России в ВТО и т.д. Было бы более понятно, считает А. Иоффе, если бы Правительство предложило крупнейшим объединениям предпринимателей направить определенное количество представителей бизнеса из разных отраслей, которые представляли бы их интересы. Этими объединениями могли бы быть ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», другие профессиональные объединения. Тогда бы представители этих объединений выражали консолидированную точку зрения бизнес-сообщества на те или иные процессы. Когда же, по его словам, такие вопросы обсуждаются в общероссийских объединениях и союзах предпринимателей, то там обычно находится некий баланс, некая консолидированная позиция по наиболее важным вопросам, которые волнуют предпринимателей самых разных отраслей промышленности или других видов деятельности.
   А. Иоффе выразил удивление, что в составе Совета нет представителей ТПП РФ, РСПП, «Деловой России». Они там присутствуют, но не как члены этих организаций, а как руководители отдельных компаний. Например, С. Генералов – сопредседатель «Деловой России», но указано, что он возглавляет другую организацию. В. Евтушенков является членом Президиума РСПП, но он не представляет в этой структуре РСПП и т.д.
   «Это вообще за пределами добра и зла - когда основные игроки на поле взаимодействия бизнеса и власти не представлены в таком Совете, - считает А. Иоффе. - В. Путин встречался с РСПП, М. Фрадков встречался с ТПП РФ и с РСПП. Они говорили - вы наши главные партнеры, а потом выясняется, что вы не главные партнеры, а вы никто». По словам президента РАРМП, направлялись предложения, например, от ТПП РФ, о включении в этот Совет 10-12 человек, которые представляют различные сферы бизнеса, но они, видимо, не были учтены. «Все остается за кадром, к сожалению, какая-то полная невнятица и вкусовщина», - заключил он.
   Главная опасность, по мнению А. Иоффе, заключается в том, что когда будут приниматься какие-то решения, не соответствующие общему вектору представлений бизнеса о том, как надо строить дальнейшее развитие экономики, будут говорить – «У нас есть Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, мы посоветовались с его членами , и вот - концентрированное выражение мнения предпринимательского сообщества, мы на него и опирались». При этом функции Совета - совещательные, они никак не прописаны в юридическом плане, и поэтому его мнение можно частично учитывать или совсем не учитывать. «Я думаю, вкусовой подход к этому делу не может устраивать бизнес-сообщество. Конечно, огорчает чрезвычайно малое представительство малого бизнеса в этом совете – там в основном крупные и очень крупные предприятия. Мне кажется это не совсем правильно, а даже совсем неправильно», - заключил А. Иоффе. Особенно это плохо, когда Правительство и Президент говорят о проведении административной реформы, которая должна все расставить по местам, сделать все очень прозрачным, все понятным, внятным, установить правильные процедуры, различные механизмы, которые все четко и ясно прописывают. Состав этого Совета показывает, что все делается под ковром, закулисно, на основе каких-то личных знакомств, предпочтений, лоббирования, считает президент РАРМП.
   В плане единой позиции предпринимательских объединений в Совете для выражения консолидированного мнения А. Иоффе выразил сомнение. Например, «ОПОРА России» имеет представительство в Совете в лице С. Борисова. Но представительство в Совете от имени малого бизнеса - это серьезная нагрузка, и среди 40 человек биться за МБ – «это будет глас вопиющего в пустыне». И он может оказаться в очень сложной ситуации, когда те инициативы, которые будут там озвучиваться от имени малого бизнеса могут просто потонуть. «С одной стороны есть некое присутствие, то есть легитимизация присутствия малого бизнеса в Совете, а с другой стороны – отсутствие реальных результатов, и в этом я вижу большую опасность», - подчеркнул А. Иоффе. - Если бы еще было 5 - 7 человек от малого бизнеса, то это бы было правильным абсолютно - все-таки по массе людей, которые заняты в малом бизнесе - это сфера деятельности № 1. Персоналии же должны обсуждаться самим предпринимательским сообществом и быть рекомендованы как наиболее адекватные представители бизнеса в этом Совете».
   В отношении возможных шагов со стороны предпринимательского сообщества А. Иоффе полагает, что всеми возможными способами надо активно отстаивать точку зрения о необходимости закона о господдержке малого бизнеса, писать обращения к Б. Грызлову, возможно, к президенту В. Путину, работать с Единой Россией, которая будет решать в конечном итоге судьбу закона.
   ИА "Альянс Медиа"