13.02.2004  Капитал на свободу не выйдет

   На минувшей неделе объявлено о начале работы межведомственной комиссии, призванной разработать национальную стратегию борьбы с легализацией преступных доходов. Какие именно меры оздоровления пропишет комиссия российским финансам, пока неизвестно. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что налоговой амнистии среди них не будет. На эту мысль наталкивают недавние заявления главы Минэкономразвития Германа Грефа о том, что пока нет убедительных доказательств результативности проведения такой меры.
   А ведь еще буквально пару недель тому назад подчиненные Грефа думали совсем иначе. Замминистра Юрий Жданов вовсю расхваливал "свежий" бельгийский законопроект о налоговой амнистии, вступивший в силу с 16 января сего года. Жданов даже написал письмо руководителю аппарата правительства Константину Мерзликину, где назвал этот закон "самым совершенным на сегодняшний день" и призывал провести консультации в правительстве "о возможности проведения аналогичных мер в России".
   Бельгийский закон предусматривает, что в 2004 году граждане смогут легализовать средства, полученные частными лицами от инвестиций за пределами их страны. Надо сказать, что инвестирование за рубежом - весьма распространенное среди бельгийцев занятие: по некоторым оценкам, на их заграничных счетах лежит до 190 млрд. долларов. Отныне граждане могут либо просто задекларировать эти средства, не ввозя их в Европу (заплатив 9-процентный налог), либо инвестировать их в ЕС на срок не менее 3 лет (тогда налог снижается до 6 процентов). За это они получат от бельгийских налоговиков индульгенцию от заведения уголовного дела за предыдущее укрывательство от налогообложения . Таким образом Бельгия надеется выручить до 28 млрд. долларов.
   Объем вывезенных из России средств соизмерим с бельгийским. Хотя, по официальным данным, он год от года уменьшается, тем не менее капиталы по-прежнему не прочь при случае сбежать из России. Из этого следует, что возврат средств после налоговой амнистии в России мог бы получиться не меньшим, чем в Бельгии. Вряд ли десяток-другой миллиардов инвестиционных долларов оказался бы лишним для нашей экономики.
   Бельгийский опыт, о котором, по слухам, Герман Греф докладывал президенту Путину, - не первая попытка инициировать налоговую амнистию в России. Еще осенью 1997 года на заседании Совета Федерации с предложением провести в России амнистию беглых капиталов "за 10 -15%" выступил президент РФ Борис Ельцин. Позже эту мысль в том или ином виде озвучивали главы налоговой службы Александр Починок и Борис Федоров, премьер Евгений Примаков, директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов... В 1999 году, при разработке "программы Грефа", весьма глубоко прорабатывала идею амнистии группа ученых из Высшей школы экономики под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Однако во всех этих случаях дело до разработки, а уж тем более до принятия конкретных законов не доходило ни разу.
   Обычно противники проведения налоговой амнистии приводят два серьезных довода. Первый: ее результаты не так радикальны, как ожидания. Но для того чтобы об этом судить, надо хотя бы попробовать. Вот в соседнем Казахстане попробовали. Там объявленная указом президента Назарбаева весной 2001 года налоговая амнистия длилась всего 20 дней. Те, кто за это время легализовал свои капиталы и перечислил их на спецсчета казахских банков, освобождались от уплаты налога вообще. И что же? Власти рассчитывали получить 500 млн. долларов, реально получили 480 млн., из них более 80 процентов - наличными. Вряд ли такой результат можно назвать не оправдавшим ожидания.
   Второй аргумент: пострадавшими в результате амнистии окажутся те, кто все эти годы честно платил налоги, а выиграют жулики. Но для начала неплохо бы разобраться, много ли тех, кто был кристально честен с налоговиками в России 90-х. Напомню, что все эти годы в стране действовало крайне запутанное налоговое законодательство с явным фискальным акцентом, когда на рубль дохода любому предпринимателю можно было насчитать 98 копеек налога. В таких условиях малый бизнес предпочитал откупаться и охотно шел "под крышу" тех, кто меньше с него брал. Средний бизнес вовсю развивал серые схемы "отмыва" средств. Ну а большой - просто прятал свои доходы в офшорах.
   При этом власть была слишком слаба, чтобы диктовать свою волю крупному бизнесу. Налоговые министры вынуждены были униженно ездить в офисы "Газпрома", РАО "ЕЭС" и "ЛУКойла", чтобы полюбовно и поверх всяких законов договориться с их руководителями о величине взносов в казну. Заложниками таких отношений были буквально все работающие граждане России, потому что в большинстве контор предпочитали выплачивать зарплаты в конвертах, чем отчислять за каждого работника сумасшедшие налоги. Так что тех, кто "честно" платил налоги, найти будет трудно.
   Налоговая амнистия, проведенная сегодня, могла бы не только принести "лишние" миллиарды долларов, но и разом распутать клубок налоговых проблем. Тем более что государство со своими слабыми законами и непрофессиональными фискальными службами виновато в этих проблемах не меньше, чем налогоплательщики. "Требуется политическое решение", - говорят в кулуарах Госдумы и "Белого дома". Почему же его до сих пор нет?
   Судя по всему, амнистия несвоевременна для властей по чисто политическим соображениям. Налоговые прегрешения 90-х превратились в руках силовых структур в мощную дубину против неугодных бизнесменов. Лучший пример тому - дело ЮКОСа: самой компании и ее основателям Генпрокуратура инкриминирует уход от налогов в прошлом "в особо крупных размерах". А теперь представьте, что в "образцово-показательную" порку олигархов вмешается налоговая амнистия. Как на этом фоне будут выглядеть власти? И как в дальнейшем они будут организовывать "споры хозяйствующих субъектов", если сам предмет спора исчезнет, а приватизационные сюжеты 90-х попадут под амнистию? Похоже, бизнесменам не стоит питать иллюзий по поводу скорой легализации своих беглых капиталов.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московские Новости"