18.04.2003  Мелким предпринимателям рассчитывать на милость властей не приходится, вся надежда на собственные силы

   Сколько копий сломано вокруг малого и среднего предпринимательства, а серьезных сдвигов по сию пору не видно.
   Вроде бы и свои организации создать сумели – «Деловая Россия», "ОПОРА России" (Объединение предпринимательских организаций России). И инфраструктура господдержки образовалась – соответствующие фонды в Центре и на местах. И всероссийские мероприятия для его пользы проводятся. Однако, по оценке главы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Евгения Егорова, более чем у половины владельцев малых предприятий заработок после уплаты всех налогов, сборов и поборов уступает окладу среднего бюджетника.
   А ведь в столице успешно работают около 200 тыс. малых предприятий (МП), они дают 32% поступлений в бюджет города. Но и тут то погладят, то ударят. То повышают в несколько раз арендную плату, взимаемую с «малышей», то принимают многообещающую программу их развития до 2006 г. Юрий Лужков постановлением об арендной плате возмутился публично, но ничего не изменилось. Зато он же предписал Москомимуществу выделить на нужды малых предприятий 3 млн кв. метров нежилой площади.
   В госбюджете на этот год на помощь малому бизнесу назначено 100 млн руб. – не бог весть какая сумма, но и это важно. Однако в начале марта глава Минфина заявил, что вряд ли на эти средства стоит рассчитывать. Мол, Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства, на которое они выписаны, передает их в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, а далее распределением занимаются сотрудники фонда, с которых спроса никакого. В этой связи стоит обратить внимание на недавнее предложение президента российской Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова. По его мнению, было бы целесообразно передать налоговые отчисления от малого бизнеса на места, установить налоговый потолок для МП и поручить контроль за их положением региональным торгово-промышленным палатам. Сегодня распределение налогов здесь таково: в местные бюджеты идет 45%, в региональные – 15%, остальное – в Центр. Примаков считает, что следовало бы 30% отдавать региону, а 70% оставлять на местах. Предоставить региональным и муниципальным властям право давать скидки на ряд сборов, а наиболее важные предприятия на какое-то время освобождать от мзды вообще. И чтоб максимальная налоговая нагрузка на МП не превышала 25%.
   Идеи эти нашли отклик в администрации президента, у многих мэров и губернаторов, но холодно встречены в Минфине. Там полагают, малому бизнесу нужны не льготы, а снятие административных барьеров (которые весьма устойчивы: здесь законам противостоят чиновники, с барьеров кормящиеся). Так, в качестве некой альтернативы предлагается упростить для малых предприятий бухгалтерскую отчетность. Она причиняет много неприятностей и требует солидных, по меркам МП, затрат. Однако людям дела не стоит рассчитывать на облегчение. Скорее, наоборот.
   Тот же Минфин готовит переход на международные стандарты финансовой отчетности. Малые предприятия обещают от него избавить. Но осведомленные наблюдатели прогнозируют: хорошего тут ждать не приходится. Как заметил один из них, «повторится типичная ситуация, когда ради того, чтобы приспособить бухучет под нужды контроля за крупными фирмами, правила меняют для всех, и стонут в первую очередь самые маленькие».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Россiя"