01.04.2009  Союз транспортников России представил антикризисную стратегию

   Первоочередные антикризисные меры в транспортной отрасли РФ были рассмотрены на съезде Союза транспортников россии, состоявшемся 1 апреля в ТПП РФ.
   Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, поблагодарив за участие в съезде представителей 21 региона и 14 субъектов федерации, отметил, что союз прошел не один кризис и сможет дать Правительству РФ и парламенту объективную оценку предпринимаемых в отношении транспортной отрасли мер непосредственных участников рынка.
   «Задача мобилизации всех имеющихся ресурсов, сохранения технологического и кадрового потенциала стоит в условиях сегодняшнего сокращения объема заказов, сжатия рынка практически перед каждой отраслью, однако специфика транспорта России требует снижения налоговой нагрузки в отношении налога на собственность и землю», - предложил В.Ефимов.
   Вице-президент ТПП РФ, заместитель председателя Общественного совета РФ Сергей Катырин обозначил в своем выступлении разницу между восприятием кризиса бизнес-кругами и обществом, в котором ситуация с исчезновением лекарств и некоторых видов услуг воспринимается куда тяжелее, чем финансовые трудности предприятий.
   «Однако до реального сектора деньги по-прежнему не доходят, и уполномоченные Банка России, прикомандированные к банкам, пока эту ситуацию никак не выправили. О сверхвысоких ставках рефинансирования известно достаточно. Тарифы естественных монополий были бы камнем преткновения, если бы у нас не было монополий неестественных: растут любые виды тарифов, портовые сборы. По подсчетам наших поволжских коллег, за последние дни тарифы всех видов для предприятий совокупно выросли на 26%. Признать такое положение дел нормальным нельзя ни при каких условиях», - отметил С.Катырин.
   По его словам, торговые сети, разработавшие сложную систему бонусов за вход на рынок и сертификацию, служащую преградой для отечественных производителей, серьезно усугубляют кризисные явления, перекладывая издержки производителей на плечи потребителя. Торговле требуется закон, регламентирующий порядок выхода на рынок, считает С.Катырин.
   «Сельские производители поставлены перед дилеммой: уничтожить ли произведенное молоко или отдать его торговым сетям, расплачивающимся за товар в лучшем случае через полгода», - добавил он.
   Остро, по мнению С.Катырина, стоит и проблема авансирования государственного заказа.
   «Поддержка предприятий должна осуществляться не по списку, в который попали наиболее близкие к власти, а по объективным критериям, где первым должна быть инновационность производства, а вторым – сокращение затрат и издержек на собственное производство, снижение цен на свою продукцию», - заявил С.Катырин.
   Незащищенными от кризисных факторов на предприятиях сегодня стали научно-исследовательские работы. Что касается снижения административных барьеров, именно в создании саморегулируемых организаций (СРО) заключается весь смысл административной реформы, однако избыточных функций государства из девятисот СРО не передано практически ни одной. Напротив, наблюдается движение в обратную сторону.
   «К сожалению, в антикризисной программе Правительства РФ много говорится о железных дорогах и авиации, однако об автомобильных дорогах - почти ничего», - заключил С.Катырин.
   Вице-президент Союза российских товаропроизводителей Григорий Харченко заметил, что сегодня на встрече "большой двадцатки", судя по заявлениям Дворковича, Россия откажется от предложений по рублю в качестве мировой резервной валюты, а будет, вероятно, обсуждать спасение американской экономики.
   «Поэтому мы должны сами подумать о своем спасении. Если в кризисный период у нас пострадает транспортная система, восстановить целостное экономическое пространство страны будет трудно. Именно в силу этого обстоятельства инвестиционные программы дорожного строительства не могут быть заморожены. Правительство РФ, похоже, выступает за выпуск крупными предприятиями вроде АвтоВАЗа векселей, но эти бумаги мало что дадут экономике. Издевательство и сумасшествие устанавливать для предприятий кредитную ставку в 23%, если для самого государства деньги стоят 0%. Деньги в экономике есть, и под 5-7%, при рентабельности производства в 2-4%, деньги предприятиям давать можно», - полагает Г.Харченко.
   Он считает, что главной задачей является спасение внутреннего спроса, что, в свою очередь, повлечет и рост производства.
   «Сегодня из 10 федеральных органов, занимающихся ценовой политикой, нужно сделать всего один, чтобы не было того хаоса, который мы видим сейчас», - заключил Г.Харченко.
   Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков в своем докладе заявил, что Правительство РФ считает своим долгом обеспечить выполнение всех властных обязательств перед гражданами страны – сюда входит усиление социальной защиты, улучшение медицинских и образовательных услуг, переобучение кадров.
   Далее, правительство считает необходимым сохранить промышленный и технологический потенциал страны, а также внутренний спрос, перейти к инновационной модели экономического роста, развивать инфраструктуру, снижать административные барьеры для бизнеса, усиливать национальную финансовую систему, проводить взвешенную макроэкономическую политику.
   «Мы считаем возможным снизить налог на прибыль до 20%, ввести дополнительные льготы для амортизации оборудования и отсрочки по уплате федеральных долгов, освободить от НДС операции по ввозу технологического оборудования. В сфере транспорта следует обновить парк автотехники», - добавил А.Недосеков.
   Из 940 млрд рублей инвестиций в транспорт России в 2008-ом году 325 млрд рублей внесено из федерального бюджета, и объем этих средств увеличится в 2009-ом году на 14,7%, а в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 гг.» – на 12%.
   «Мы должны обеспечить доступность транспортных услуг для населения страны. Строительство дорог почти полностью берет на себя федеральный центр. Он же займется обеспечением устойчивого функционирования транспортного комплекса и сохранения кадров. В частности, 1,3 млрд рублей будет потрачено на переобучение штурманов и бортинженеров, а 1,5 тысячи учащихся по разным специальностям, связанным с транспортной сферой, переведены на бюджетную основу», - продолжил А.Недосеков.
   Издержки транспортного сектора также будут снижена за счет уменьшения тарифов на грузовые перевозки с 14%, как предполагалось ранее, до 8%.
   50 млрд рублей будут выделены РАО «РЖД» на капитальный ремонт вагонов.
   «В развитие транспортной инфраструктуры будут привлечены внебюджетные инвестиции за счет выпуска инфраструктурных облигаций РАО «РЖД». Предполагается также создать государственную компанию «Российские автомобильные дороги», крупную лизинговую компанию в сфере транспорта», - добавил А.Недосеков.
   Президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский заявил, что главной идеей российской транспортной антикризисной стратегии должна быть принадлежность российских товаров к российским перевозчикам.
   «Нам говорят, что такую задачу решить нельзя, но США и Европа давным-давно ее решили. Пока наши суда из-за отсутствия заказов идут на металлолом, мы говорим и говорим, а надо заниматься делом и обеспечить действенную защиту национальных перевозчиков», - считает М.Романовский.
   Проректор МАДИ Вячеслав Приходько, оценивая российский транспортный рынок, посчитал, что с некоторого периода он оказался раздробленным и недееспособным.
   «Транспорт России распределен между мелкими владельцами автотранспорта, не способными финансово обеспечить должный уровень услуг своим потребителям. В результате 15% автомашин в стране принадлежит организациям, не имеющим никакого отношения к транспортной сфере, что тормозит развитие рынка в целом. Рынок буквально захвачен неквалифицированными, а порой и "теневыми" операторами транспортных услуг. Такая структура противоестественна, и исправляя ее, следует восстанавливать конкурентоспособность российских перевозчиков», - заключил В.Приходько.
   По итогам заседания для предоставления Правительству РФ и парламенту выработана резолюция, в которую были внесены все значимые предложения делегатов съезда.
   ИА "Альянс Медиа"