06.08.2002 Германский опыт поддержки малого и среднего предпринимательства В рамках реализации предложений, выдвинутых на IV съезде ТПП РФ 19 июня 2002 г. были высказаны пожелания по изучению опыта организации финансирования перспективных проектов малых предприятий в Германии. О том, как живут и работают средние и малые предприятия в Германии, рассказал Клаус Брюммер, советник посольства ФРГ в Москве, руководитель координационного управления по экономическому консультированию в посольстве Германии в РФ. По его словам, средние предприятия существуют практически во всех областях экономики – ремесленничестве, торговле, промышленности, сфере услуг и частной практике. По количественным характеристикам малые и средние предприятия классифицируются следующим образом: предприятие, имеющее персонал численностью до 9 человек с годовым оборотом до 1 млн. немецких марок, называется малым предприятием. Предприятие, имеющее персонал численностью от 10 до 499 человек и с годовым оборотом от 1 до 100 млн. немецких марок, считается средним предприятием. Крупным предприятием называется организации с персоналом численностью 500 человек и более и с годовым доходом 100 млн. немецких марок и более. Наряду с 5.800 крупными предприятиями в Германии работают и развиваются в настоящий момент более, чем 3,3 миллиона предприятий малого бизнеса. В Германии придают большое значение развитию малого бизнеса, он дает рабочие места практически 70% населения, малые предприятия дают в казну практически 45% облагаемой налогом прибыли, а примерно 30% экспорта из Западной Германии осуществляют именно малые и средние предприятия. По праву их называют «хребтом немецкой экономики». Успех малых и средних предприятий на рынке всё больше зависит от их способности применять современнейшие технологии – в частности, в информационной и коммуникационной сфере. В созданных по всей Германии центрах профессионального обучения и передачи технологий для малых и средних предприятий проводятся консультации в области технологий, например, по теме инновационного менеджмента и использования сети Интернет. Комментируя вопрос об инструментах поддержки малого предпринимательства в Германии, Клаус Брюммер в первую очередь назвал существование определенного правового поля, благоприятствующего малому и среднему предпринимательству. Так, например, существуют льготные правила в законодательстве о конкуренции, защищающие малые и средние предприятия. Что касается финансовых инструментов, то в Германии существуют налоговые льготы для малых и средних предприятий, особый порядок амортизации по определенным производственным инвестициям. Это так называемые непрямые государственные инструменты финансовой поддержки. К прямым инструментам финансовой поддержки малого предпринимательства можно отнести инвестиционные дотации, которые подлежат возмещению лишь в очень редких случаях. Основой для определения размера дотаций является запланированный объем инвестиции. Инвестиционные дотации, в основном, не облагаются налогом, и в отношении их действует право правовых претензий. Кроме того, в Германии очень распространены кредиты по льготной кредитной ставке. Фактический объем помощи определяется только по кумулированной разности между рыночной процентной ставкой и сниженной процентной ставкой на предоставляемые кредиты. В Германии размер дотации для удешевления процентной ставки составляет у государственных программ от 3 до 10% от суммы ссуды. ИА "Альянс Медиа" по материалам пресс-службы ТПП РФ |