06.03.2007 ПФО: гарантийные фонды малому бизнесу не помогут? Власти Саратовской области заявили, что намерены создать гарантийный фонд (ГФ), чтобы помочь субъектам малого бизнеса в получении кредитов на начальной стадии деятельности. Как предполагают региональные чиновники, клиентами ГФ должны стать предприятия, которые работают в сфере производства, либо те компании, чьи проекты не связаны с реальным сектором, но являются перспективными для области. Если они не смогут самостоятельно погасить кредит, фонд компенсирует потери банка-кредитора. По словам заместителя министра МЭРТ Саратовской области Владимира Лубкова, на первом этапе уставный капитал фонда будет полностью сформирован за счет бюджетных средств. Однако это случится только после того, как министерство получит федеральный грант на создание ГФ. Если все пройдет удачно, в октябре-ноябре этого года саратовский фонд с суммарными активами 100−120 млн рублей начнет свою деятельность. Причем г-н Лубков полагает, что общий объем выдаваемых гарантий достигнет 600 млн рублей за счет так называемого банковского мультипликатора — банки будут выдавать кредиты на сумму, в пять раз превышающую средства фонда. Пока новый проект саратовских властей остается на уровне идеи — слишком много спорных моментов. Тем временем в Республике Татарстан (РТ) региональные власти уже отрапортовали о начале формирования республиканского гарантийного фонда. Но и к этой затее есть вопросы. По данным МЭРТ, за последние пять лет доля малого бизнеса в российском ВВП увеличилась более чем вдвое — с 7% до 16%. А объем его кредитования к концу 2006 года составил 160 млрд рублей — это на 80% больше, чем четыре года назад. Тем не менее последний показатель аналитики считают низким: потребность частных предпринимателей в ссудах удовлетворена примерно на 17%. Не лучшим образом складывается ситуация и в Поволжье, где доля малых предприятий, которые используют для своих нужд банковские кредиты, невелика — 16%. Кредитовать МБ призваны в первую очередь кредитные организации в силу специфики своей деятельности. Однако на практике получение банковской ссуды чаще всего становится настоящей проблемой для небольших организаций, особенно если у них нет ликвидного залога в достаточном объеме и кредитной истории. Политика банков понятна — слишком высоки риски (по статистике МЭРТ, из 10 зарегистрированных предприятий МБ через полгода «выживают» лишь пять). Поэтому многие аналитики и участники рынка утверждают, что без вмешательства государства здесь не обойтись. Еще летом 2005 года на заседании, посвященном развитию предпринимательства в России, директор департамента государственного регулирования в экономике РФ Андрей Шаров рассказал о четырех пилотных проектах, входящих в целевую программу по поддержке МБ. К тому времени уже 47 регионов РФ подали заявки на участие в ее реализации. По словам г-на Шарова, наибольший интерес регионы проявляли к созданию бизнес-инкубаторов. МЭРТ планировало профинансировать строительство около 100 таких центров по всей стране. Уже тогда оговаривалось, что предпочтение будет отдаваться инновационным и производственным проектам. На сегодняшний момент создано 23 бизнес-инкубатора, однако даже при условии полной реализации проекта, помочь они смогут далеко не всем, да и об эффективности говорить пока рано. Еще один интересный проект целевой программы — создание региональных венчурных фондов для поддержки малых инновационных компаний. Речь идет о том, что регионы смогут создавать некоммерческие фонды с минимальной суммой уставного капитала 30 млн рублей, пояснил г-н Шаров. Из федерального бюджета к этой сумме добавляется еще 30 млн рублей, и на эти деньги проводится конкурс между управляющими частными компаниями. В результате на 60 млн рублей государственных средств привлекается 60 млн рублей частных. Таким образом образуется закрытый паевой инвестиционный фонд. Но интерес к этой форме поддержки малого бизнеса проявили всего 5−6 регионов. Более привлекательным механизмом, по словам г-на Шарова, является обеспечение госгарантий при получении кредита. В последнее время в регионах Поволжья активно обсуждается возможность создания гарантийных фондов, которые должны выступать поручителями по кредитам малому бизнесу. Таким образом, все стороны формально получают то, что хотят: предприниматели — возможность получить требуемую сумму, банки — страховку от невозврата, государство — стимулирование развития малого бизнеса, что несет в себе приятные последствия — от увеличения налоговых поступлений до роста ВВП и повышения уровня благосостояния граждан. Решение о создании гарантийного фонда для поддержки МБ в Татарстане было принято 2 февраля 2007 года на заседании попечительского совета государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ИВФ). Он будет сформирован за счет средств ИВФ и федерального бюджета поровну, заявил директор ИВФ Марат Файзрахманов. В конечном итоге активы ГФ должны составить 225 млн рублей, а общий лимит поручительств — 450 млн рублей. Поручительством ИВФ будет обеспечено до 50% от суммы банковских кредитов. В результате банки смогут выдать МБ кредиты на сумму 900 млн рублей. Оговариваются и условия выдачи ссуды: на одного заемщика она не должна превышать пяти миллионов рублей, а срок кредитования — трех лет. Поручительство в Татарстане будет предоставляться на платной основе — 0,93% от суммы заимствований. При этом необходимо, чтобы деятельность заемщиков отвечала приоритетам экономического развития РТ. Например, на гарантии фонда не могут рассчитывать субъекты МБ, занимающиеся всеми видами торговли, игорным бизнесом, финансовыми и консалтинговыми услугами, а также производством и торговлей подакцизными продуктами. Средства татарстанского гарантийного фонда будут размещены на депозит по результатам отбора банков комиссией в составе ИВФ РТ, Агентства по развитию предпринимательства, Торгово-промышленной палаты и Банковской ассоциации Республики Татарстан. Инициаторы проекта надеются, что больших сложностей в реализации проекта не будет. «Думаю, мы справимся с задачей, поставленной президентом РТ, — раскрутить механизм в двухмесячный срок», — подытожил Марат Файзрахманов. Оптимистичный настрой казанских чиновников несколько противоречит практике создания подобных гарантийных фондов. В том же Татарстане с 2002 по 2004 год уже действовала собственная программа государственных гарантий для поддержки МБ, рассказала генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнара Сергеева. «Сначала она относительно успешно работала: из выделенных 200 миллионов рублей было освоено 99, — вспоминает собеседница. — Однако ужесточившиеся требования Центробанка РФ к банкам привели к тому, что постепенно программа, можно сказать, умерла. В 2005−2006 годах предпринимателям республики существенной помощи не оказывалось». В Нижнем Новгороде с 2005 года действовали два фонда. Швейцарский фонд технического содействия Swisscontact предоставлял гарантии малым и средним предприятиям по кредитам в Автогазбанке. Но в прошлом году швейцарское правительство закрыло представительства фонда в России, так как они выполнили свою задачу — поставили процесс «на рельсы». Кроме этого, по инициативе губернаторского совета по поддержке предпринимательства, в 2005 году в Нижнем Новгороде был создан ГФ в 40 млн рублей (из бюджетных средств) — для получения субъектами МБ коммерческих кредитов и создания бизнес-инкубаторов. Этих денег оказалось слишком мало для того, чтобы обеспечить должную поддержку малому бизнесу, и вскоре фонд прекратил свою работу. Камнем преткновения в организации ГФ был и остается вопрос размера предоставляемых гарантий. Например, в Саратовской области еще в ходе разработки областной программы «Развитие малого предпринимательства» (частью которой является создание ГФ) доля кредита, за которую может поручиться фонд, была определена в размере 50%. Однако банки, имея гарантию только на половину суммы, отказывались участвовать в программе. Поэтому впоследствии по инициативе чиновников эта доля была повышена до 60−70%. Но достичь компромисса с банками все равно не удалось. Генеральный директор саратовской компании «Юридическая служба» (осуществляет юридическое сопровождение документов при формировании аналогичного фонда в сфере ЖХК) Никита Стрижак предложил повысить долю гарантированного кредита до 80−90%. Вопрос до сих пор обсуждается. Прецедент повышения доли уже имел место в Поволжье, а именно в Татарстане — в 2003 году. После того, как годовая работа первого фонда не оправдала ожиданий, размер гарантийного кредита был увеличен с 75 до 100%, причем на весь его срок. Однако даже это не привело к росту кредитования малого бизнеса: повысив риск, правительство РТ стало выставлять слишком серьезные требования к предприятиям, желающим получить гарантию фонда. Они должны были подготовить 14 документов общим объемом около 100 страниц, а также аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности. Такая работа оказалась непосильной для 80% малых предприятий Татарстана. Оценить перспективы проектов по созданию гарантийных фондов в Саратовской области и в Республике Татарстан крайне сложно. К тому же большинство частных предпринимателей страны работают в сфере торговли, а значит, не могут претендовать на получение госгарантий. Даже сами представители малого бизнеса Поволжья сомневаются в перспективности идеи государственной поддержки. По данным ВЦИОМ и ассоциации «ОПОРА РОССИИ», отношение к властям скорее негативное. Более 60% опрошенных в ходе исследования заявили, что не верят в возможность отстоять свою правоту в споре с властными структурами. Большинство респондентов отмечает также существование административных барьеров и растущую коррупцию. По мнению предпринимателей, есть целые отрасли, доступ в которые ограничен административным путем. Еще один немаловажный аспект проблемы — правовая незащищенность и общее несовершенство законодательства в сфере частного предпринимательства. Особые споры вызывает налоговая нагрузка на МБ. Несмотря на некоторое послабление (например, постепенное снижение НДС), которое предусматривают последние законодательные акты, в целом система налогообложения малого бизнеса остается не вполне конкретной и непрозрачной, допускает различные трактовки одних и тех же положений. Все это стимулирует развитие «серого» бизнеса и уход от налогов. Предприниматели и представители ассоциаций МБ (например, ОПОРА) считают, что гораздо больший эффект, нежели создание гарантийных фондов, дало бы наведение порядка в сфере государственного регулирования и снижение налоговой нагрузки. Такие шаги плюс борьба с коррупцией привели бы к серьезному росту частного предпринимательства. Однако идти на прямые потери бюджета за счет снижения налоговых поступлений государство, судя по всему, не готово. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Волга" |